Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
2

Янтарная лихорадка. Как черные копатели грабят Калининградскую область

И помогут ли новые штрафы с ними бороться

Объем незаконной добычи янтаря в Калининградской области, по некоторым оценкам, достигает 6,5 млрд рублей в год. Сегодня это кормушка для тысяч людей – от черных копателей до членов преступных группировок и тех, кто за плату закрывает глаза на расхищение природных богатств и экологический ущерб. Проблема хорошо известна и в регионе, и за его пределами, но до последнего времени ситуация практически не менялась. О том, как добывается солнечный камень, сколько и кому платят за «разрешение на работу», и как пытаются бороться с нелегальным янтарным бизнесом, читайте в материале «ФедералПресс».

СМС-оповещение по особому тарифу

В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал закон, ужесточающий административную ответственность за незаконную добычу и сбыт полудрагоценных камней, в том числе янтаря. Штрафы увеличены в 100 раз: до 500 тысяч рублей для граждан, до 800 тысяч для должностных лиц, для юридических – до 60 млн рублей. На усилении ответственности настаивали прежде всего представители Калининградской области, об этом говорил и глава региона Антон Алиханов в мае 2017 года на экологической конференции Общероссийского народного фронта. Новые штрафы еще не вступили в силу и не пугают ни черных копателей, ни их покровителей, хотя цены на нелегальные услуги уже растут.

«Раньше с бригады брали 25 тысяч рублей, а теперь такса – 100 тысяч», – рассказали «ФедералПресс» люди, знакомые с расценками за «крышевание» незаконного бизнеса, по понятным причинам не желавшие огласки. Об увеличении суммы взяток также ранее говорил губернатор, который предложил проверить полицейских на детекторе лжи. В бригаде копателей, к слову, работают от трех до шести человек, и названная сумма причитается покровителям за один день работы «на янтаре».

Схема такого сотрудничества предполагает обмен информацией в мессенджерах: копатели сообщают, где и когда они будут работать, а их заранее предупреждают о рейдах силовых структур. Собеседники издания пояснили, что, собственно, достаточно иметь хорошие связи в дежурной части определенного муниципалитета, куда стекается вся информация о намеченных операциях. Нелегальных добытчиков янтаря время от времени задерживают, но в среде копателей бытует устойчивое мнение, что попадаются в основном те, кто не соблюдает или пока просто не знает общепринятые правила игры.

Как не остаться в яме

В коррупционных схемах, как утверждают собеседники «ФедералПресс», задействованы не только отдельные силовики, но и чиновники разного уровня. С копателей собирают свою дань и бандиты – тысячу долларов с бригады за день работы, но в некоторых случаях плата может достигать 4–5 тысяч долларов. Присутствие членов ОПГ в местах раскопок подтвердил изданию председатель калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов.

«Мы не занимаемся этой проблемой системно, в первую очередь потому, что власти не заинтересованы в таком взаимодействии. Во-вторых, это очень опасно. Мы несколько раз выезжали на места незаконной добычи янтаря, и возникали крайне неприятные ситуации: нас двое–трое, а из раскопок вылезают десять человек с лопатами. Что в такой ситуации делать, и как не остаться потом в этой яме, непонятно. Люди с лопатами – это рабочие, а есть те, которые обеспечивают им охрану. Оружия в руках я у них не видел, но то, что там постоянно присутствуют люди на джипах с затонированными стеклами, могу подтвердить, – сказал Иванов. – Да, это настоящие преступные организованные группы, с которыми полиции надо бороться системно. Это должна быть ежедневная работа, с применением самых серьезных санкций. А когда работа ведется от случая к случаю, сами видите, много лет этой проблеме, и она практически не решается».

По его словам, янтарные места хорошо известны и черным копателям, и силовикам, и всем, кто занимается этим вопросом. «Есть несколько особо охраняемых природных территорий, которые и были созданы для того, чтобы защитить месторождения янтаря. Они располагаются в Зеленоградском районе, в Гурьевском, в Янтарном городском округе, частично в Светловском. Самые известные территории – возле поселков Храброво, Вербное, Вольное. Там даже на Google-картах видно, как все изрыто, в том числе, сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда. В районе реки Куровка есть достаточно большой зеленый массив, там по периметру и внутри все разрыто», – рассказал Иванов.

Обязанности по охране особо охраняемых природных территорий возложены на государственное казенное учреждение «Природный парк Выштынецкий», добавил эколог. Но охраной в прямом смысле сотрудники парка не занимаются, так как не хватает бюджета, сотрудников, техники. Потому функции учреждения сводятся к выявлению уже нанесенного копателями ущерба и составлению соответствующих актов.

Черные копатели сбивают цену

В нелегальной добыче в регионе может быть задействовано до 1500 человек, рассказал «ФедералПресс» генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин. Комбинат – единственное в России и крупнейшее в мире предприятие, добывающее янтарь промышленным способом. При этом черные копатели составляют комбинату серьезную конкуренцию.

«Объемы добычи янтаря Калининградского янтарного комбината в 2017 году составили 453 тонны. При этом комбинат добывает всю номенклатуру янтаря – как крупные, так и мелкие фракции, выплачивает налог на добычу полезных ископаемых за весь добытый янтарь. За 2016 год комбинат заплатил 463 млн рублей налогов в бюджеты всех уровней, за 2017 году налог превысит 700 млн рублей. Если же говорить о нелегальной добыче, то ее объемы составляют от 50 до 150 тонн в год. В стоимостном выражении это от 2,2 млрд до 6,5 млрд рублей. Совершенно очевидно, что никакие налоги за добытые нелегальными копателями ресурсы в бюджет страны не поступают. Черные копатели выбирают только крупный и наиболее ценный на рынке камень, оставляя в недрах более значительные по объемам мелкие фракции, – это кощунственное использование российских недр, а проще говоря, воровство», – подчеркнул Зацепин.

Из-за больших объемов нелегальной добычи янтарный комбинат вынужден снижать цены на свою продукцию, а это в свою очередь ведет к снижению наполняемости бюджетов всех уровней. Кроме того, как рассказал гендиректор, бороться приходится и с хищениями янтаря с территории самого комбината. Для этого была разработана специальная программа по укреплению службы безопасности предприятия. Зацепин добавил, что, по его мнению, для борьбы с нелегальной добычей нужно вводить именно уголовную ответственность.

Вопрос об уголовной ответственности пока не решен

Общий ущерб, которые наносят черные копатели региону, оценить практически невозможно. Янтарь в Калининградской области, как отметил глава регионального министерства природных ресурсов и экологии Олег Ступин, добывают повсюду – на 12 особо охраняемых природных территориях геологического профиля (ОПТ), и на тех территориях, которые к ним не отнесены, хотя солнечный камень там тоже есть, и на сельскохозяйственных землях, и на побережье, и в море. Наносится огромный урон лесам, почвам. Так на рекультивацию только одной ямы требуется от 50 до 100 тысяч рублей, и эти затраты ложатся на собственников земли или муниципальный бюджет.

«У нас, действительно, есть проблема с контролем добычи янтаря на ОПТ. Хоть это и территории, являющиеся геологическими заказниками, на них расположены населенные пункты, дороги, и когда там ведутся какие-то работы, очень сложно определить, что там происходит – копают янтарь, мелиоративную систему исправляют или какие-то трубы прокладывают. Откровенно говоря, наших рук на это не хватает. Кроме того, в янтарном вопросе всегда была сложной практика правоприменения, – рассказал Ступин. – Например, приезжает полиция, берет янтарщиков, как им кажется, с поличным, но копатели утверждают, что выполняли какие-то работы. Чтобы привлечь янтарщика к ответственности, нужно было поймать его с камнем в руке. И технику, с помощью которой добывали янтарь, изъять было очень сложно, потому что часто была оформлена на третьих лиц – те говорят, что передали технику в аренду, и как она используется, понятия не имели. Поэтому техника возвращалась владельцам».

Министр экологии напомнил, что в декабре существенно ужесточили наказание за нелегальную добычу, однако пояснил, что применять на практике новые нормы начнут с сентября 2018 года. «Я не думаю, что этим будут решены все проблемы, но риски для янтарщиков будут намного выше. Полмиллиона за раскопки – это существенная сумма: фактически два-три штрафа и вся экономика нелегальной добычи рушится. Остается вопрос о введении уголовной ответственности. Правительство Калининградской области неоднократно поднимало этот вопрос на федеральном уровне. Было поручение президента, которое было сформировано по итогам наших материалов и обращения губернатора Алиханова о том, чтобы разработать статью о введении уголовной ответственности. Полагаю, что такая работа начнется, когда вступят в силу изменения в Административном кодексе», – отметил Олег Ступин. По его мнению, уголовное наказание можно было бы применять в отношении злостных нарушителей, на которых не подействовали штрафы.

Зачем янтарщикам пасеки?

Лидер регионального отделения «Зеленого фронта» Олег Иванов считает, что особо охраняемые природные территории должны стать такими по сути, а не только по названию. По его мнению, эти функции можно передать частному охранному предприятию, имеющему необходимые лицензии, в том числе на оружие. К финансированию, по словам эколога, можно было бы подключить Калининградский янтарный комбинат, который напрямую заинтересован в борьбе с теневой добычей солнечного камня.

Министр природных ресурсов и экологии с данным предложением не согласен. «Заменять полицию частным охранным предприятием не совсем правильно. Тем самым мы говорим, что полиция не справляется со своей работой. Если и есть проблема в данной сфере, то, наверное, надо что-то менять в полиции. На самом деле, полицейские выполняют основную работу. Если мы кого-то и выявляем, мы вызываем сотрудников правоохранительных органов», – сказал Олег Ступин.

Собеседники «ФедералПресс», которые рассказали о коррупции среди сотрудников силовых ведомств, тоже отнеслись к идее передачи полномочий частникам скептически, но по иным причинам. Нет никакой гарантии, говорят они, что частные охранники будут работать честно. Не исключено, что в состав такой структуры войдут члены ОПГ, которые, уже опираясь на закон, будут отстреливать конкурентов.

Очевидно, что необходим и более тщательный контроль на границе. По неофициальным данным, большая часть незаконно добытого янтаря поставляется в Китай. Как такие объемы янтаря вывозятся за пределы российского полуэксклава, можно только догадываться. Одна из версий, распространенных в среде копателей, гласит, что камни помещают в емкости с медом – якобы именно поэтому некоторые участники черного янтарного рынка держат пасеки.

 

Фото предоставлено калининградским отделением экологической организации «Зеленый фронт» 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.