Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

Позолота сошла. ФАС России заинтересовалась самарскими «королями госзаказа»

ФАС России усмотрела признаки картельного сговора на торгах по ремонту дорог в Самарской области. В поле зрения антимонопольщиков попали фавориты госзаказов в области дорожного строительства – ООО «Самаратрансстрой» и ООО «С.И.Т.И.». Последние пять лет с позволения регионального минтранса компании осваивали наиболее выгодные контракты, не смотря на многочисленные претензии к качеству работ и вопросы со стороны правоохранительных органов. Как отмечают эксперты, со сменой власти в регионе положение любимцев экс-губернатора Николая Меркушкина пока не изменилось. Тем не менее, говорят общественники, дело ФАС – лишь начало, за которым последует реакция других органов власти. Подробности - в материале «ФедералПресс».

Напомним, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «Самаратрансстрой» и «С.И.Т.И.» по признакам заключения и реализации антиконкурентных соглашений при проведении электронных аукционов. Участвуя в тендерах, компании создавали видимость конкуренции, в результате начальная максимальная цена контрактов снижалась не более чем на 0,5 %, предполагают в ведомстве. Таких аукционов в ФАС насчитали 14 на общую сумму свыше 4 млрд рублей.

За последние пять лет это не первый случай претензий органов власти к работе самарских «королей госзаказа». В 2015 году ООО «С.И.Т.И.», в сферу деятельности которого входит не только дорожное строительство, отметилось в скандальной истории с берегоукреплением Саратовского водохранилища у села Рождествено. По версии силовиков, вместо камня повышенной прочности субподрядчик ООО «Строй Капитал» закупил более дешевый материал. «С.И.Т.И.» материал приняло и направило в минстрой фиктивные документы. В результате в отношении руководства «Строй Капитала» было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Директор «С.И.Т.И.» Сергей Рейнюк, по данным источников в правоохранительных органах, в числе фигурантов уголовного дела не оказался.

Директор «Самаратрансстрой» Сергей Сурков стал фигурантом аналогичного уголовного дела в 2017 году. По условиям госконтракта на строительство подземных пешеходных переходов на Московском шоссе – на участке от улицы Мичурина до АЗС № 15 «Роснефть», подрядчик должен был использовать нагревательный кабель с определенными характеристиками, за что получил аванс. По факту компания договорилась с поставщиком о покупке нагревательного кабеля значительно меньшей стоимости и внесла фиктивные сведения в акт выполненных работ. Минтрас потерпел убытки почти на 4 млн рублей, но претензий к компании не предъявил. Сергей Сурков уголовного наказания избежал.

Руководство ООО «Самаратрансстрой» называет свою компанию ведущим предприятием Самарской области в сфере ремонта и строительства автомобильных дорог. С 2015 года компания реконструирует две главные магистрали областного цента – Московское шоссе и улицу Ново-Садовую. ООО «С.И.Т.И.» тоже полюбилось руководству области. С 2014 года компании доверяли такие крупные контракты, как возведение станции метро «Алабинская» и ледового комплекса в Октябрьском районе Самары, строительство водовода и канализации на площадке стадиона «Самара Арена». Из дорожных подрядов можно отметить ремонт двух участков федеральной автомобильной дороги А-300 Самара – Большая Черниговка – граница с Республикой Казахстан, ремонт федеральной автомобильной трассы – дорога М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск, наконец, реконструкция 5 км автомобильной дороги Волжский – аэропорт Курумоч, вошедшей в программу подготовки к ЧМ – 2018.

Обе компании почти всегда получали контракты, оставаясь единственными подрядчиками, почти всегда контракты оставались без понижения цены, и почти всегда влекли за собой жалобы антимонопольной службы и других органов власти. Впрочем, за исключением нескольких уголовных дел, серьезных проблем для «золотых подрядчиков» претензии надзирающих и контролирующих ведомств не вызывали. Тем более что и «Самаратрансстрой», и «С.И.Т.И.» неоднократно защищал глава областного минтранса Иван Пивкин.

Получить комментарий Ивана Пивкина на предмет того, изменится ли подход министерства к работе с ООО «Самаратрансстрой» и ООО «С.И.Т.И.» после возбуждения дела ФАС России, при подготовке этого материала не удалось. Врио министра выслушал вопросы «ФедералПресс» и бросил трубку.

«Мне не ясно, почему Пивкин до сих пор выгораживает ООО «С.И.Т.И.» и ООО «Самаратрансстрой», – недоумевает руководитель общественной организации «Дорога 63», активист ОНФ Аркадий Лазарев. – А равно и такие фирмы, как «Технологии безопасности», «Ладья», «Строд сервис». Почему-то у минтранса не вызывает подозрений в картельном сговоре наличие у этих компаний одних и тех же людей, телефонов, ip-адресов. ОНФ неоднократно подавал заявления на имя врио министра транспорта с указанием на выявленные нарушения. Глава минтранса раз за разом нарушения не замечал и явно не спешил вникать в суть претензий «фронтовиков». Хотя даже новый руководитель области Дмитрий Азаров неоднократно призывал Пивкина работать с общественниками, проводить проверки по всем фактам, на которые ему указывают активисты. В результате нас либо игнорируют, либо говорят, что мы не правы. Казалось бы, Пивкину следует поберечь бюджет и отчитаться перед врио губернатора, что министерству удалось сэкономить на нерадивых подрядчиках. Но этого не происходит».

«Власти сами создали условия, при которых большая часть местного бизнес-сообщества по строительству дорог перебралась в другие регионы. А единицам сказали: оставайтесь, и будете хорошо жить. Они-то и стали теми «золотыми подрядчиками». А чтобы работать с ними, приходится искусственно создавать условия, при которых они получают контракты, - считает председатель президиума Межрегиональной антикоррупционной независимой организации Сергей Карпов. – Сегодня сами подрядчики, которых власти сделали приоритетными, делят рынок, не создавая друг другу конкуренции. Преступные картели в условиях попустительства чиновников и отсутствия гласности возникают постоянно. Доходило до того, что в результате таких манипуляций на торги выходили организации с 10 тысячами уставного капитала без дорожной техники, которые потом перекладывали работу на субподрядчиков. До поры чиновников это не волновало. А что мешает создать условия, при которых такие ситуации станут невозможными? Повлиять на уровне региона как административно, так и законодательно?».

Часто контракты и тендеры готовятся под определенную компанию, подтверждает Аркадий Лазарев. «К примеру, в заявке прописывается требование, чтобы компания имела опыт выполнения контракта на миллиард рублей. Или требование о наличии определенных сертификатов, либо некой техники в таком-то количестве. Поэтому очевидно, что монополисты на рынке дорожного строительства формируются искусственно, – уверен общественник. – В свое время компания «С. И.Т.И.» появилась ниоткуда и не обладала какими-то исключительными возможностями. Как вдруг стала получать один выгодный контракт за другим. Теоретически можно подтянуть любую дорожно-строительную организацию до необходимого уровня. Всегда есть другие кандидаты, которые смогут составить достойную конкуренцию и выполнить те же контракты, что сегодня отдаются приоритетным подрядчикам. Пока последним отдают лакомые куски, другие организации, которые хотят и могут хорошо строить дороги, страдают. Беда в том, что «золотых подрядчиков», как правило, не интересует качество своей работы. Они выходят на тендеры, чтобы извлечь максимальную прибыль с минимальными для себя затратами времени и ресурсов».

Как замечает Сергей Карпов, пока Самарская область находится в первой пятерке регионов по размаху коррупции: «Со времен правления Меркушкина клановость и аффилированность до сих пор присутствует в сфере госконтрактов. Коррупция пронизала власть вплоть до «белого дома», как сообщают наши источники. Казалось бы, Азаров начал менять региональную верхушку, но процесс остановился. Чего ждет областное руководство? Когда доберется до тех уровней, на которых происходит создание «золотых подрядчиков»? Мы не знаем. Не исключено, что этих руководителей нужно оставить, но взять под жесткий контроль. Любая власть может задушить коррупцию в отдельно взятых местах, если захочет. Тем более что заменить опытных руководителей, вроде Пивкина, не всегда получается. Власть испытывает кадровый дефицит. Возможно, сейчас не время отставок, но время решительных мер».

По мнению Аркадия Лазарева, смена власти в губернии не повлияла но положение фаворитов минтранса. Изменить свое отношение к ним министерство должно было еще при экс-губернаторе Николае Меркушкине. «Тогда на работу подрядчиков смотрели сквозь пальцы и позволяли им слишком многое. В том числе не делать прописанную работу, подменять материалы, совершать скрытые покупки и получать баснословные деньги из бюджета, – говорит активист. – Пока ситуация остается прежней. Но реакция ФАС говорит о том, что на компании, которые приютились под крылом чиновников, есть управа. Региональные органы власти – УФАС, облпрокуратура и управление Следственного комитета – до недавнего времени не предъявляли претензий к «крутым» подрядчикам. Возможно, у них не было опыта такой работы. Не случайно за дело взялось федеральное ведомство и в очередной раз показало, как это делается. Но, думаю, в ближайшем будущем у регионалов появится масса возможностей сделать шаги в этом направлении. Подвижки уже есть, работа ведется. А УФСБ и вовсе не прекращало эту работу. Сейчас в разработке несколько подобных организаций, которым скоро предъявят обвинения. Так что последние события – только начало».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.