Top.Mail.Ru
Общество
Ставропольский край
3

«Весь край должен стать на колени и платить». «Мусорная реформа» грозит Ставрополью экономическим крахом

Эксперты прогнозируют, что обанкротятся предприятия и даже парки отдыха

На совещании по вопросам реализации территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) губернатор Ставропольского Владимир Владимиров предложил подходить к тарифам на мусор дифференцированно, но эксперты считают, что это нарушит законодательство. Бизнесмены уже сейчас называют себя жертвами «мусорной реформы», а пенсионеры не рады увеличению коммуналки. С какими проблемами сталкивается Ставрополье, запустив плотные для страны изменения, – в материале «ФедералПресс».

Узаконены не все отходы

В феврале ставропольцам пришли первые платежки, где обозначены новые цены на вывоз коммунальных отходов. Разработана территориальная схема обращения с отходами, утверждены нормативы накопления ТКО, проведен конкурс по отбору первого регионального оператора, который будет заниматься вывозом и переработкой мусора в северо-западной части края – сразу в десяти районах, городских округах, а также в краевом центре, где в общей сложности проживают 1,2 миллиона человек.

«Первый региональный оператор в крае уже появился и работает, а с 1 мая региональные операторы появятся в крае во всех четырех секторах, где они должны вести свою деятельность. Мы должны наладить работу и снять все возникающие вопросы в течение этого года», – отметил на совещании Владимир Владимиров. Он предложил дифференцировать применение тарифа для разных социальных групп населения. В качестве примера были приведены многодетные семьи, для которых, по мнению главы края, нецелесообразно устанавливать одинаковый уровень оплаты на каждого члена семьи.

Министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко рассказал, что в настоящее время идет процесс заключения договоров на вывоз ТКО с физическими и юридическим лицами. Соответствующую работу ведет региональный оператор – компания ООО «Эко-Сити», которой созданы представительства и офисы во всех территориях обслуживаемой зоны. Также в обязанности регионального оператора входит сбор, доставка, сортировка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов.

При этом не решен вопрос, что делать с отходами животноводства, строительства, спиленными деревьями. Должен ли региональный оператор должен отвечать за вывоз и утилизацию всех категорий мусора в законе не прописано.

Неожиданно появились горы мусора

Эксперты согласны в одном: проблемы не заканчиваются дифференцированным подходом, стволами упавших деревьев и трупами животных. Точнее это цветочки. С 1 января текущего года край приступил к внедрению территориальной схемы обращения с ТКО, и за два месяца всплыло столько проблем, что впору эксперимент переносить на 2019 год, и начинать его одновременно со всей страной, потому что «мусорных» козырей в крае пока не видно.

Одна из важных проблем касается монополизации рынка услуг по сбору, вывозу и переработке мусора. Пока есть только один монополист, единый оператор «Эко-Сити». Остальных трех обещают к маю.

«Фактически огромные деньги из карманов населения, а это 100 рублей с человека, живущем в многоэтажке, и 130 для частного сектора, а также предприятий, это примерно 53 миллиарда за 15 лет – положили в один карман, – искренне возмущен главный редактор «Ставропольских ведомостей» Александр Емцов, внимательно следящий за началом новой эры Ставрополья без мусора. – Об этом вовсю кричат представители мелкого бизнеса, уже фактически вытесненного из отрасли. Петиции составляют, в том числе и в адрес губернатора. И что же? А ничего! Ни слова не было сказано о проблеме кем-либо из выступающих. Будто бы ее и нет как таковой. А что происходит на самом деле? Резкое ухудшение с 1 января, как раз с момента старта реформы, вывоза мусора. Его теперь просто горы скапливаются во дворах. Мы будто вернулись в девяностые. Собственно, эта проблема производная от первой. Народ возмущается, чуть ли не митинги устраивает».

Третья, считай, основная проблема, по его словам, – это драконовские тарифы на сбор и перевозку мусора, которые установлены министерством ЖКХ края. «Их чрезмерность для населения, давайте скажем честно, не ликвидируешь введением льгот для многодетных семей. Тут, скорее, пострадают как раз бездетные, пенсионеры, которые и так уже стонут от коммунальных тарифов. Губернатор предлагает компенсировать льготы для многодетных, но откуда? Из бюджета?», – задается вопросом Емцов.

Проще не работать, чем платить

Есть тарифы для предприятий, школ, детских садов. И в случае с предприятиями расчеты опираются почему-то не на количество сотрудников фирм, а напрямую зависят от занимаемых площадей. В детских садах, правда, расчеты ведутся по количеству дошкольников, которые, если верить сухим цифрам, мусорят постоянно, иначе откуда бы взялись суммы сравнимые с почти тремя кубометрами мусора в год. Тарифы распространяются не только на парки, а в Ставрополе только Парк Победы занимает площадь, в основном это лес, 200 гектаров. За мусор должны платить и кладбища.

Руководитель Ставропольских парков культуры и отдыха Виктор Бондаренко признается, что предполагаемую сумму за вывоз мусора парки не потянут: зарабатывают они в десятки раз меньше, поэтому проще парки закрыть, чем заплатить. «Пока платежки к нам не приходили, но мы ожидаем со дня на день. Если мы тратили за вывоз мусора где-то тысяч 200 в год, то по их нормативам мы должны платить 46 млн рублей только за один Парк Победы, а с центральным парком выйдем другая сумма. Закон несовершенен, нельзя нарушать права потребителя. Потребителю надо оказывать качественные услуги, а у нас сделали монополию. И тем самым лишили потребителя права выбора. Поэтому мы будем бороться, чтобы нам вернули право выбора. И тогда не будет такого беспредела. Если у нас выручка Парка Победы около 4-х млн в год, как можно посчитать, что за мусор при этом надо заплатить 46 млн. Так а что остается другим паркам, где развлечений меньше в разы», – возмущается Бондаренко.

Он уверяет, что предприниматели готовы отстаивать свой бизнес, жаловаться президенту, поднимать вопросы. «Но вы вдумайтесь, вывоз мусора у нас будет стоить больше, чем курортный сбор всего региона Кавминводы. Никаких слов не хватает. Сейчас благодаря физическому лицу весь край должен стать на колени и ему платить, это дикость какая-то. Остается пойти и удавиться. Кто-то что-то сделал неправильно, и теперь это происходит. А тут мусорный оператор пришел, у которого даже конкурентов нет. По закону, об этом неоднократно говорил Владимир Владимирович Путин, коммунальная услуга не может подниматься так высоко для бизнеса, есть такой указ, который, видимо, на нас не распространяется. Что нам остается? Проще парки закрыть», – говорит о проблеме Бондаренко».
Взять и поделить

Никто не спорит, что мусор убирать надо. Ведь по подсчетам экологов, население планеты за один только год выбрасывает на помойки и мусорные полигоны такое количество отходов, что из них можно собрать гору высотой с Эльбрус. По расчетам краевого министерства ЖКХ, каждый среднестатистический житель ежегодно выбрасывает 415 килограмм отходов. Если умножить на 2,8 млн (столько жителей на Ставрополье), тоже получается немаленькая гора. При этом охват населения договорными отношениями по сбору и вывозу ТКО составляет всего 57 %. Остальные 43 % вообще за мусор никогда и никому не платили, да и выбрасывали в лесополосы. «Мусорную реформу» хотели ввести еще несколько лет назад, но все время оказывалось, что документ еще «сыроват».

Критиковать оператора «Эко-сити» есть за что. Например, краевой конкурс по отбору оператора с одним только участником – это не совсем конкурс. И тот факт, что решением Октябрьского районного суда запрещена деятельность мусорного полигона этой компании в окрестностях села Вехнерусского, тоже вызывает сомнения, что реформа пройдет гладко. К тому же под вопросом теперь остается судьба многих предприятий малого и среднего бизнеса, которые вывозили мусор из сел и городов. Есть жалобы о выдавливании с мусорного рынка.

Обращение с твердыми бытовыми отходами вскоре станет коммунальной услугой. А на северо-западе края, в зоне действия первого регионального оператора, уже стало. Платить придется абсолютно всем по утвержденным расценкам. Но для подсчета электричества, газа и расхода воды установлены счетчики, а как рассчитывать, кто и сколько выбрасывает мусора? Министерство ЖКХ Ставрополья пошло по самому простому пути, который и вызывает возмущение у людей: они все взяли и поделили на душу населения городского и сельского. Но понятно, что количество мусора одного человека не равно ТКО соседа. К тому же в итоговую сумму включается НДС – 18 %. А раньше услуга на вывоз ТКО была нерегулируемой. Мусороперевозящий бизнес пользовался упрощенной системой налогообложения, а цены устанавливались договорные. Еще добавилась плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну мусора региональный оператор должен перечислить в бюджет 663 рубля. При этом, если кто-то в этом году так и не начнет платить за вывоз мусора, то с 2019 года появится возможность выставить счет жителям края, не заключившим договоры, за весь 2018 год.

Заставить платить тяжело

Член Общественной палаты Ставропольского края Юрий Фунда реформу считает сырой с десятками вопросов. «Я считаю ошибкой, что территориальную схему строили под понятно каких операторов. В соседнем Краснодарская крае территория поделена на 11 зон, а у нас было две зоны. Потом Общественная палата провела слушания и все-таки сделали у нас четыре зоны. Потом с этого года подняли цены на мусор, а управляющие компании проверяют, и цена в полтора – два раза завышена. При этом, кто за вынос мусора в селах не платил, их заставить платить очень тяжело. А не платило больше 50 % жителей края. Побегут ли они платить?» – комментирует Фунда.

По его словам, бросается в глаза и ситуация с предпринимателями: никак не зависит от количества людей количество мусора, за который они будут платить. «Но не квадратные метры мусорят, а вполне реальные люди. Но у меня в магазине или на производстве может работать один человек, и мусор выносить раз в пол месяца, а может в маленьком помещении работать 20 человек, они уже будут мусорить в разы больше, но это никак не продумано, – продолжает член Общественной палаты. – Вот, губернатор сказал, мол, давайте малоимущим тариф снизим. Но они уже и так нарушают законодательство, что он не единый для всех. Все туроператоры должны платить единый тариф, поэтому краснодарцы и пошли на такой ход, разделив на 11 зон. Территории небольшие, все понятно. А когда одна компания захватывает половину края, это совершенно непонятно. И даже если брать садики, то указывается, что ставропольский дошкольник по этим расчетам мусорит больше краснодарского детсадовца почти в три раза. И значительно больше, чем школьник».

К «мусорной реформе» настолько много вопросов, что непонятно, за что первое хвататься, добавляет Юрий Фунда, заметив, что много раз пытался переубедить регоператора, а в ответ получал, мол, такое законодательство. «И все, ничего не сделать, хоть застрелитесь. Я не понимаю, зачем было запускать еще сырую реформу на год раньше, чем вся страна? Возьмите тот же аэропорт, у нас получается в крае, что каждый прилетевший и улетевший оттуда пассажир оставляет после себя 0,3 куба мусора. Когда они умудряются столько насорить? Для меня очень многое непонятно», – перечисляет слабые места реформы Фунда.

«Над пенсионерами издеваются»

Начались и суды. Один из них – между инициативной группой жителей села Верхнерусского, которая обратилась в суд: они начали протестовать против появления под боком такого экологически опасного предприятия, как зональный мусороперерабатывающий комплекс. Октябрьский районный суд Ставрополя потребовал закрыть полигон ТБО в районе хутора Нижнерусского из-за опасности для окружающей среды и здоровья людей. В «Эко-сити» считают, что навредить своим предприятием они не могут.

Пенсионеры новой графе в коммунальных платежах тоже не обрадовались. По большому счету, «мусорная реформа» принесла большинству жителям Ставрополья только головную боль и проблемы. «Я – ветеран труда, живу один и плачу за квартиру ровно половину пенсии – 6 тыс. рублей. Теперь добавляется еще 100 рублей, но за что? Я очень мало мусорю, и так очень большие суммы приходится платить за электричество, за воду, над пенсионерами просто издеваются», – жалуется Михаил Савицкий.

На своей итоговой пресс-конференции Владимир Владимиров вообще оговорился, что не хотел бы отвечать на вопрос о «мусорной реформе», а после фактически во всем обвинил федеральные власти. «Они там, в Москве, посчитали, что за утилизацию твердых коммунальных отходов должны платить граждане. Мы приняли бесчеловечное решение, не утвердили региональному оператору тройной рост тарифов, как то требовалось законом, а ограничили его рост всего 16 %», – заявил Владимиров, поставив в многих тупик, что имеется в виду под «бесчеловечным решением» и по отношению к кому.

Фото Евгения Поторочина,pixabay.com

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 19:05

Мусорная реформа

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.