Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

«Победа» в борьбе с курением: Леноблсуд решит, может ли сигарета сжечь самолет в воздухе

Авиакомпания «Победа» из соображений безопасности ужесточает санкции для пассажиров за курение на борту самолета. Самый яркий прецедент в этой практике – случай с Маратом Халиловым, из-за которого самолет авиакомпании впервые вынужденно сел не в аэропорту назначения.

Один из пассажиров рейса DP505 «Махачкала – Санкт-Петербург» авиакомпании «Победа» 21 июля 2017 года решил покурить в туалете самолета «Boeing». Он, очевидно, не ожидал, что капитан воздушного судна, узнав по датчикам о дыме на борту, незамедлительно примет решение о вынужденной посадке в московском аэропорту «Внуково». После случившегося авиакомпания предъявила иск к пассажиру того рейса Халилову. Тосненский районный суд Ленобласти встал на сторону истца и оштрафовал пассажира на 194 тысячи рублей расходы, в эту сумму компания включила расходы связанные с инцидентом и вынужденной посадкой.

Халилов с решением суда первой инстанции не согласился и подал апелляционную жалобу. Ленинградский областной суд с начала марта изучает принципы работы датчиков дыма, чтобы разобраться, стоило ли капитану воздушного судна сажать самолет из-за сигнала о задымлении. Если Леноблсуд подтвердит вынесенное ранее решение, взыскание станет самым крупным за всю историю гражданского воздушного флота в России. И, вероятно, не последним.

Есть ли дым без огня

Ключевым в апелляционном процессе стал вопрос, является курение на борту проступком или серьезным нарушением правил безопасности, способным уничтожить воздушное судно в полете. Как заявил в суде юрист Алексей Танкевич, представляющий интересы авиакомпании «Победа», в случае с курением Халилова пилот получил информацию о задымлении в туалете самолета и в соответствии с внутренними правилами авиакомпании посадил самолет.

«О прекращении нарушения уведомить было нельзя, потому что нарушение уже состоялось. Командир не был уверен, что не произойдет возгорание. В туалетной комнате находится большое количество бумаги. Пассажир курит, неизвестно куда сбрасывает пепел, и не скажет, куда. Бумага сначала может тлеть, а потом воспламениться. В этой ситуации нужно произвести посадку и удостовериться, что возгорание не произошло, сказал Танкевич. – На одной чаше весов предположение о том, что возгорание не произойдет, а на другой – тот факт, о котором говорилось в суде первой инстанции: самолет сгорает в воздухе за 90 секунд. Этого времени не достаточно, чтобы совершить экстренную посадку».

Представляющий пассажира адвокат Олег Малков, в свою очередь, на заседании обратил внимание суда на то, что в туалете самолета установлено автоматическое средство пожаротушения, что в принципе исключает возможность описанного авиакомпанией сценария. Сажать самолет в таких обстоятельствах, по мнению адвоката, не было необходимости. Он также заявил, что его доверитель не курил в самолете.

«Во-первых, Халилов не курил в самолете, поскольку не курит вообще. А, во-вторых, даже если бы некий гражданин курил в самолете, командир воздушного судна не должен был совершать вынужденную посадку в соответствии с нормами федерального законодательства. Ситуация курения на борту не может привести к воспламенению самолета. Самолет технологически приспособлен для курения: противопожарная отделка салона самолета выполнена из самозатухающего матераила, самолеты оборудованы пепельницами, в том числе в туалете», – сообщил защитник РИА «ФедералПресс».

Как рассказал агентству бортпроводник одной из крупных авиакомпаний, ситуации с курением пассажиров на борту происходят довольно часто и обычно не вызывают больших проблем. При этом экипаж воздушного судна действует, ориентируясь в первую очередь на установленные авиакомпанией внутренние правила.

«Теоретически пассажир может дважды покурить на борту, отделавшись только предупреждениями. Сначала при таком нарушении пассажиру делается устное предупреждение. Если нарушение не прекратилось, ему выносится письменное предупреждение от командира воздушного судна. Если и после этого нарушение не прекратилось, человека встречают оповещенные о нарушении сотрудники полиции по прибытии в аэропорт назначения», – пояснил собеседник.

Вопрос безопасности или гуманности

Жесткие меры по отношению к курящим пассажирам авиакомпания «Победа», как и ряд других, обосновывает в первую очередь соображениями безопасности. «В мировой практике распространен запрет курения на борту воздушных судов. К числу авиакомпаний, которые ввели полный запрет курения, относятся Air Canada, Air France, Delta, Emirates, Finnair, Lufthansa и многие другие. Иностранные суды неоднократно выносили решения о привлечении к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности пассажиров, курящих на борту», – сообщили РИА «ФедералПресс» в пресс-службе петербургского филиала компании «Аэрофлот», дочерней компанией которой является «Победа».

В компании приводят пример катастрофы «Boeing-707» под Парижем 11 июля 1973 года, причиной которой стал пожар, начавшийся в одном из туалетов в хвосте салона. «Выжившие пассажиры и бортпроводники утверждали, что в начале пожара дым был белы, то есть – горела бумага, а не пластик. После этой катастрофы стали обсуждать запрет на курение на борту самолетов. Первый полный запрет был введен в 1988 году в США. Соответствующий акт подписал президент Рональд Рейган», – добавили в компании.

Первый запрет на курение в Советском союзе был принят в 1986 году и касался только коротких рейсов. А полный запрет на курение был принят в России много позже – в начале 2000-х. Компания «Аэрофлот» ввела его в действие в 2002 году. Как сообщал ранее СМИ заместитель министра гражданской авиации СССР (1980-1988) Иван Васин, курение в самолетах в советское время частично запретили из соображений комфорта и гуманности к некурящим, а не по требованиям безопасности.

«Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого, – приводит издание слова И.Васина. – Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках»

Следующее заседание по рассмотрению жалобы пассажира Халилова пройдет в Леноблсуде 29 марта.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.