Освещение острых экологических вопросов в средствах массовой информации стало темой круглого стола, прошедшего в рамках IX международного форума «Экология». Организатором дискуссии выступил Экологический пресс-центр, созданный совместными усилиями Общественной палаты России и РИА «ФедералПресс». Удалось ли журналистам, представителям органов власти и экологам-общественникам услышать друг друга и договориться о конструктивном взаимодействии – в материале «ФедералПресс».
Коммуникационный мост
Модератором круглого стола выступила председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Альбина Дударева. По ее словам, общая цель участников дискуссии – повышение уровня знаний россиян об экологии, вовлечение жителей стран в эту непростую, но крайне важную и интересную тему, побуждение людей к активной защите окружающей среды.
Помочь специалистам в этом могут оказать средства массовой информации. «Мы начали анализировать уровень освещения экологической тематики в настоящий момент и выявили несколько тенденций, которые препятствуют полному и достоверному ее освещению, – отметила Альбина Дударева. – Сегодня мы можем констатировать, что информация доносится до населения очень разрозненно, силами отдельных редакций, некоммерческих организаций, общественных объединений. Зачастую данные противоречат друг другу».
По собственному опыту Альбина Дударева знает, что зачастую журналисты нередко затрудняются найти квалифицированных экспертов, которые могли бы прокомментировать тот или иной вопрос по экологической тематике. Это свидетельствует о том, что коммуникации между СМИ и экспертным сообществом не налажены, либо очень слабы. Наладить такие коммуникации призван Экологический пресс-центр, созданный совместными усилиями Общественной палаты России и РИА «ФедералПресс».
Тема экологии в СМИ
При подготовке к круглому столу усилиями организаторов был проведен большой опрос федеральных и региональных изданий. Всего в исследовании участвовали более 400 СМИ во всех округах России – телекомпании, радио, газеты, журналы, информагентства и интернет-порталы.
Выяснилось, что абсолютное большинство изданий, принявших участие в опросе, освещают экологическую тематику. 69,9% респондентов заявили, что их издание публикует не только информационные материалы, в том числе из официальных источников (органов власти), но и эксклюзивные материалы – аналитику и интервью на «зеленую тему». Причем 4,6% опрошенных отметили, что именно аналитические материалы в их СМИ являются приоритетными.
Основными ньюсмейкерами в области экологии для журналистов сегодня являются чиновники разных уровней. Вместе с тем, больше половины участников исследования сообщили о том, что они пользуются сведениями из независимых источников, в том числе полученной от некоммерческих организаций и эко-активистов.
Доступность информации на экологическую тематику в то же время оставляет желать лучшего. Чтобы получить официальный комментарий от органов власти по тому или иному вопросу, журналистам приходится писать официальные запросы, затем ждать ответа на них и только после этого выпускать материал. Очевидно, что, если тема «горячая», комментарии чиновников должны быть оперативными, но бюрократизм портит все.
Экологическое просвещение
Заместитель руководителя пресс-службы Министерства природных ресурсов и экологии Юлия Максимова пообещала сомодератору круглого стола Александру Закондырину подумать над созданием официального Telegram-канала ведомства. Но это будет именно официальный канал, так как Минприроды все же – государственный орган, который должен распространять, прежде всего, проверенную информацию, тогда как Telegram-каналы нередко распространяют недостоверные сведения.
Кроме того, Максимова сообщила, что в министерстве началась работа по созданию базы данных общественных организаций, работающих в сфере экологического просвещения и ведения мониторинга. Планируется также развивать институт социальной рекламы в СМИ. Предполагается, что потенциал особо охраняемых природных территорий будет использоваться в экологическом просвещении. «Через такие территории, через заповедники заботу об экологии можно прививать с детства. Через них можно воспитывать в детях бережное отношение к экологии, к природному богатству», – отметила Юлия Максимова.
Руководитель общественного совета Росводресурсов Виктор Данилов-Данильян заметил, что сегодня в России не хватает единой системы мониторинга экологической информации, что провоцирует ошибки в работе различных структур, ведущих наблюдения за состоянием окружающей среды. Впоследствии эти ошибки выходят в публичную среду, через те же СМИ. «Создание единой системы государственного экологического мониторинга очень актуально сегодня. О ней надо вспомнить», – отметил эксперт.
Восстановление коммуникаций
Экологическая тема действительно стала популярной среди жителей страны. Однако долгое время в СМИ она вообще отсутствовала, говорит Виктор Данилов-Данильян. Всплеск интереса к природе был в 1980-е годы, но только лишь потому, что больше ничего нельзя было критиковать. В 1990-е годы, да и в 2000-е про экологию вообще забыли, так как тогда на первый план вышли совершенно другие проблемы.
Только в прошлом году вопросам сохранения природы уделили первостепенное внимание – 2017 год, напомним, был объявлен Годом экологии. «Это сыграло важную роль. Но этого мало – год закончился, но интерес к экологии должен усиливаться. И вот тут средства массовой информации должны сыграть важную роль, – отметил эксперт. – Чтобы журналисты успешно выполняли эту задачу, они должны более ответственно относиться к информации, которую они получают».
Между тем секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов встал на защиту коллег, которых нередко обвиняют во лжи, в искажении информации: журналистика – зеркало общества, и «пенять на него не очень правильно и справедливо». Гусейнов также отметил, что СМИ никто не может заставить публиковать то, что ему (равно его зрителям/читателям) не интересно. Но именно такие методы нередко пытаются использовать чиновники для продвижения выгодной им информации. По словам Рафаэля Гусейнова, нельзя забывать и о том, что сегодня любая информация, невыгодная властям, будет распространена в любом случае: если даже не через СМИ, то через социальные сети, и там удержать ее никто не сможет.
Неудар Валуева
Участвовавший в круглом столе депутат Госдумы Николай Валуев, в отличие от многих других выступающих под занавес дискуссии не стал отправлять СМИ в нокаут. Напротив он высоко оценил роль журналистов в экологическом просвещении, в сохранении природы России. «Нельзя недооценивать роль СМИ во всем. Экологическая тема крайне важна. Она крайне важна в особенности для молодого поколения, – отметил Валуев. – Мой призыв заключается в том, чтобы СМИ как можно больше показывали прекрасного, той же самой природы. Ведь любя природу, не просто на расстоянии, а делая небольшие, но важные поступки, мы сможем сохранить ее для следующих поколений».
Валуев заострил внимание на том, что СМИ могут показать всю красоту необъятной России и не бояться отдавать лучшее эфирное время программам, посвященным природе и ее обитателям. Рано или поздно это даст свои плоды.
Есть контакт
Председатель комиссии ОП РФ Альбина Дударева по окончанию круглого стола в разговоре с журналистом «ФедералПресс» заметила, что диалог состоялся, и стороны – журналисты, чиновники, ученые, общественники – услышали друг друга. «Экологический пресс-центр облегчит эти коммуникации. Мы друг друга начнем лучше слышать, и надеемся, что качество информации выиграет от этого, что до людей, которые читают СМИ, дойдет взвешенная, интересная, правдивая экспертная информация, в то же время поданная журналистами в доступной для людей форме. Но важно, чтобы эта информация была объективной и компетентной», – отметила Дударева.
По ее словам, часто приходится сталкиваться с тем, что тема экологии используется сегодня «как повод для скандалов, для политики, для решения хозяйственных споров, в ходе которых начинают спекулировать на качестве их жизни и здоровье людей». «Мы бы не хотели, чтобы экологию использовали в политике, – подчеркнула Альбина Дударева. – Я обращаюсь ко всем СМИ: не использовать экологическую тематику для достижения своих политических либо экономических целей».