Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Оценивать деятельность участковых – вступать на территорию, где «чужие не ходят»

Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) подготовили доклад «Как повысить эффективность общественного контроля деятельности полиции: мнение населения при оценке деятельности участковых уполномоченных». Представленная авторами методика дает понимание, как создать и развить кооперацию общества и полицейских. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Под народным контролем

Эксперты КГИ пришли к выводу, что действенных механизмов учета мнения населения в деятельности полиции на практике до сих пор нет. Как и у руководителей территориальных органов МВД России нет четкой служебной обязанности и достаточной мотивации использовать показатели общественной оценки результатов деятельности участкового. Исправить ситуацию решили помочь аналитики КГИ совместно с Центром стратегических разработок (ЦСР). Они провели исследование, направленное на создание реальных организационных форм использования оценки населением работы участковых на примере одной из областей Северо-Запада страны.

Исследование проведено на основе опроса граждан, зарегистрированных в Книге учета сообщений о правонарушениях. По мнению экспертов КГИ, на основании анализа такой информации можно будет принимать конкретные управленческие решения, направленные на повышение эффективности служебной деятельности и, как следствие, – повышение уровня доверия граждан к деятельности службы участковых, которая, по сути, является главной в формировании общественного мнения о деятельности полиции в целом.

Реализация контроля

Действующая система оценки деятельности сотрудников МВД, хотя и предполагает возможность учета мнений населения об их работе, на практике является замкнутым ведомственным механизмом, где «чужие не ходят». Это выражение отсутствия партнерства полиции с местными сообществами. В то же время в обществе имеется определенная потребность в развитии такого партнерства, в частности, в реальном участии в оценке работы полиции и влиянии на процессы преобразования в ней с целью создания эффективно действующего механизма обратной связи между полицией и гражданским обществом.

Задачу облегчает то, что, по данным КГИ, у большинства сотрудников полиции нет сопротивления к контролю. Более того, в государственной системе управления МВД имеются даже некоторые институционально-правовые предпосылки для создания оценивающего механизма. Речь о статье 9 закона «О полиции», об общественных советах при органах МВД, о механизме регулярных встреч сотрудников МВД с населением для отчета о результатах своей деятельности и т. п. вещи.

Вместе с тем авторы доклада убеждены, что наряду с разнообразными общественными советами следует создавать механизмы, которые бы прямо ориентировали повседневную деятельность сотрудников полиции на нужды граждан и местных сообществ. Для этого нужно изменить систему стимулов работы полицейских, чтобы оценка их служебной деятельности, их положение и продвижение непосредственно зависели от мнений населения, их партнерства с местными сообществами. Это поможет сделать более эффективной существующую систему гражданского контроля, которую люди справедливо критикуют за недостаточную результативность и слабое воздействие на ежедневную деятельность российской полиции.

По мнению экспертов КГИ, было бы нереалистичным ожидать от самой полиции инициативы в этой области, так как пока система МВД демонстрировала лишь высокий уровень приспособления к внешним требованиям большей открытости и учета мнений населения, не меняя по существу сложившейся практики. Поэтому инициатива должна исходить от самого гражданского общества.

Нужно также иметь в виду потенциальные опасности, которых следует избегать, проявляя такую инициативу. Их, по крайней мере, две. Во-первых, это опасность того, что фактически будут существовать две изолированные системы. Одна – ныне действующая ведомственная система оценки, другая – независимая система, результаты работы которой не будут использоваться полицией в ее реальной практике управления. В этом случае отчуждение полиции и общества только вырастет, а ресурсы, затраченные на создание независимой системы, будут использованы недостаточно эффективно.

Во-вторых, имея в виду опыт и мастерство нынешних управленцев МВД разного ранга в приспособлении к внешним требованиям и выхолащивании их сути, есть опасность, что при их внешнем согласии с использованием независимых данных полицейские не будут применять их в реальной практике управления, подозревают эксперты КГИ. А это значит, что сама идея независимой системы оценки окажется скомпрометированной.

Защита от компрометации

Для сбора информации, прежде всего, следует привлекать независимые организации – как «центральные», так и местные. В то же время необходимо быть максимально открытыми и приглашать представителей полиции к диалогу и совместной деятельности на всех этапах работы. Для этого имеет смысл максимально широко использовать бывших и нынешних сотрудников МВД в качестве экспертов и участников работы.

Кроме того, отмечают эксперты, не стоит стремиться сразу создать глобальный механизм, который бы быстро изменил работу российской полиции в целом. То есть должна быть некая комбинация сбора глобальных данных, которые дают представление об общей ситуации и позволяют отслеживать ее динамику, с рядом локальных инициатив, которые реализуются при условии согласия и более или менее активного участия региональных и местных органов полиции.

По мнению аналитиков КГИ, также важно понимать, что заставлять всех руководителей «внедрять» у себя такие механизмы невозможно и вряд ли нужно, так как это приведет только к расширению практики фальсификации данных и результатов работы полиции. Учитывая это, эксперты предлагают сформировать порядок работы, включающий в себя проведение общероссийского репрезентативного телефонного опроса населения по отношению к полиции по специально разработанной анкете. И такой опрос целесообразно проводить не чаще, чем раз в три года, подчеркивают эксперты КГИ. По их мнению, на базе этого опроса можно построить своеобразную типологию регионов, которые будут различаться отношениями населения и полиции.

Сверхзадача всех этих проектов – создание и развитие кооперации полиции с местными сообществами. По мнению экспертов Комитета гражданских инициатив, в рамках такой системы открываются широкие возможности для развития конструктивной гражданской активности, которая может состоять в проведении семинаров и конференций в регионах, вовлеченных в такие проекты многостороннего обмена опытом с участием как представителей полиции, так и самого гражданского общества.

Фото: МВД.рф

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.