горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Иркутская область
26 июня 2018, 10:12 0
Редакция «ФедералПресс» / Мария Чернова

Пытки светом. Энергосбытовая компания, отключающая дома иркутян, не вылезает из судов

Иркутская гидроэлектростанция
Иркутская гидроэлектростанция

В судах Приангарья сейчас находятся десятки исков потребителей, чьи дома были отключены от электроэнергии по спорным причинам. Многие из них оказались без света и отопления посреди зимы. Некоторым, несмотря на наличие документов и регулярные платежи, электроэнергию не подключили до сих пор. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Не случай, а схема

Этой зимой большой резонанс вызвала ситуация с массовым отключением электричества в частных домах иркутян и жителей района. Обесточены в морозы оказались разом около сотни жилых домов: во многих семьях были маленькие дети. Ситуацию пытались решить городские депутаты, некоторые предложили законодательно запретить на уровне города зимние отключения и разработать специальный законопроект. Сейчас о судьбе запрета народные избранники ничего не говорят, зато свет в домах некоторых иркутян не появился до сих пор.

Единственная в Иркутске компания «Иркутскэнергосбыт», которая продает электроэнергию, начинает процедуру отключения частного дома от электричества, даже если долг достигает всего тысячи рублей. При этом они не учитывают, какая температура на улице, и есть ли у должника малолетние дети.

На депутатские слушания проблема вышла, когда иркутянин, которому в середине ноября 2017 года поздно вечером энергетики отключили частный дом от электричества, обратился к депутату. Основанием для отключения оказалась задолженность за потребленную электроэнергию примерно в 4 тыс. рублей. В ту ночь за окном было –20C. Детей пришлось срочно увезти к друзьям. Когда начали разбираться в проблеме, оказалось, что это не разовый случай, а вполне устоявшаяся практика. При этом во многих случаях упомянутые долги – спорный момент: потребители не согласны либо с их суммой, либо с самим фактом наличия задолженности.

На подарок поставщику

Иркутянка Елена Мартынова, которая сейчас судится с «Иркутскэнергосбытом», признается, что о неких долгах компания периодически сообщала ей в виде квитанций, ссылаясь на собственный прибор учета, установленный на улице неподалеку от ее дома. Соглашение на этот прибор Елена не подписывала, а платила согласно показателям внутридомового счетчика, который ранее по всей форме был сбытовой компанией опломбирован. По словам адвоката Мартыновой, расхождения в показаниях «домашнего» и «уличного» счетчика достигают 3-5 тыс. рублей в месяц в зависимости от времени года. Ее клиентка не готова «дарить» такие суммы поставщику, замечает юрист.

«Иркутскэнергосбыт» на непонятно каких основаниях направлял моей клиентке письма с сообщениями о задолженности, хотя она отказалась признать данные этого прибора. Понимаете, он установлен на улице, на его показания влияют, как минимум, погодные условия. Законодательно никак не прописан такой момент, что клиент обязан перейти на оплату по данным индивидуального прибора учета автоматически после его установки, – объясняет адвокат Мартыновой Кристина Новикова. – Тем не менее, без всяких предупреждений, сообщений и уведомлений «Иркутскэнергосбыт» однажды отключает дом моей клиентки от электричества. Восстановить свет ей удалось только после многочисленных обращений в прокуратуру и жилнадзор, даже омбудсмену писали. Но потом история повторилась, и в одно из отключений, когда в морозы дом остался без электричества, у Мартыновых сломался бойлер. Пытались привлечь их по 330 статьей (ГК РФ, неустойка), но ущерб посчитали недостаточным».

Сейчас иркутянка судится с ресурсоснабжающей компанией по иску о нарушении Закона о защите прав потребителей, на этой неделе состоялось предварительное слушание, и адвокат настроен оптимистично, отмечая, что ответчик уже пытается решить дело мировой.

В пресс-службе компании «Облкоммунэнерго» «ФедералПресс» пояснили, что разница между показаниями счетчиков в случае исправности внутридомового и отсутствия скрытой проводки в доме может заключаться только в одном – неисправен счетчик, установленный сбытовой компанией на улице. «Кстати, удивительно слышать о том, что потребитель не получил пульт от этого индивидуального прибора учета – по закону, компания обязана его выдать жильцам дома, если расчет стал вестись по этому счетчику. Иначе это незаконно», – заявили в пресс-службе предприятия.

Восемь месяцев при свечах

В доме другой жительницы Приангарья Галины Шейфлер, также подавшей исковое заявление на «Иркутскэнергосбыт», ресурсоснабжающая компания отключила свет еще в октябре. С тех пор семья Галины отапливает дом при помощи печки и живет при свечах – электричество до сих пор не вернули, несмотря на регулярные платежи по счетчику и жалобы в различные инстанции – от прокуратуры до жилищной инспекции.


«Мы платим вовремя, по счетчику – его номер отмечен в нашем личном кабинете. С 2014 года, как минимум. Все было нормально, никаких долгов, ровно до октября прошлого года, – вспоминает Галина Шейфлер. – Однажды к нам пришли две сотрудницы «Иркутскэнергосбыта», можно сказать, ворвались: стали обвинять мужа (он был дома один) в том, что мы буквально «воруем электроэнергию»: «Быстро покажите нам документы! Где у вас договор с компанией?!». Муж разволновался буквально до гипертонического криза, я сорвалась с работы, приехала, нашла им все документы, договор. В итоге пока я была занята состоянием мужа, вызывала врача – они вынудили меня подписать липовый акт о том, что у нас якобы нет прибора учета. С тех пор и пошли наши мифические долги. Была бы я в адекватном состоянии, я бы, конечно, никаких документов не подписывала. Тем более, мы несколько раз подавали заявку на пломбировку счетчика, нас ставили в очередь – и в итоге никто не приходил. В конце концов, мы перестали звонить. По закону, это все же не наша обязанность».

Сбытовая компания утверждает, что никаких заявок со стороны потребителя не было. Тем не менее, в суд книгу учета за искомый месяц ответчик так и не принес.

«Я даже в телефонную компанию обратилась – за 2014 год они уже не могут детализацию звонков дать, слишком поздно. Пришлось привлечь знакомых и соседей в качестве очевидцев моих звонков, – сообщает Шейфлер. – Но пока суд да дело, долги нам «Иркутскэнергосбыт» продолжает «накручивать». Правда, исходные 194 тыс. рублей превратились сначала в 172 тыс., а после – в 149 тыс. Но для меня и эта сумма неподъемная. Были бы 50 тыс. – я бы плюнула и согласилась, заплатила. Лишь бы не связываться. Так, впрочем, и поступили некоторые наши соседи. Думаю, на это и идет расчет – искать адвоката, ходить по судам времени у людей нет. Это уже напоминает не разовую ошибку, а целую отработанную схему отъема денег».

Сейчас на улице, где живет семья Шейлер, еще, минимум, четыре семьи вынуждены были обратиться в суд в попытке оспорить «мифические долги». Суммы некоторых «должников» достигают 300 тыс. рублей. На вопрос, каким образом небольшие одноэтажные жилые дома могли «накрутить» такие объемы за считанные месяцы, истцы предполгают, что причина в «нормативных расчетах».

«Сотрудники компании переписывают все электроприборы в доме – по каждому из них есть определенный норматив потребляемой электроэнергии. Понятное дело, уровень этого норматива – по максимуму. Сумма всех объемов умножается еще на 10 – это у них некий добавочный коэффициент, – объясняет Шейфлер. – Замечу, что сотрудники компании прицельно ищут любые нюансы, чтобы назначить счетчик потребителя «вне закона». К примеру, в нашем случае они не приняли в расчет ни тот факт, что этот самый счетчик их же сотрудники в 2014 году попросили нас перенести в гараж – мы это требование выполнили, а на опломбировку они приехать «забыли». Они настолько уверены в том, что всегда найдут причину для отказа, что сразу при входе в дом начинают вести опись приборов – то есть заранее прицеливаются считать «по нормативу».

Ответчик, по словам Шейфлер, в суде даже пытался использовать поддельные документы – в качестве доказательств судье предъявили фотографии чужих счетчиков и проводок.

«Я спрашиваю судью: «Что за фото вы рассматриваете?». «Вашего дома, счетчика, проводки…». Смотрю – там вообще другой дом сфотографирован. Спрашиваю мужа – они фотографировали у нас? Отвечает: «Нет», – разводит руками собеседница.

Примечательно, что предложение депутатов хотя бы в зимнее время взыскивать долги потребителей через суд представителям ресурсоснабжающей компании не понравилось.

«У должника есть двадцать дней с момента предупреждения об отключении, чтобы оплатить полученную электроэнергию. Кроме этого, у потребителя есть возможность заключить договор о рассрочке погашения долга, – заявил на слушаниях замдиректора «Иркутскэнергосбыта» Андрей Харитонов.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1