Экономика
Тюменская область
11 июля 2018, 17:55 0
Редакция «ФедералПресс» / Виталий Паутов

«Не все готовы пройти этот путь». Как Тюмень пытается покорить китайский рынок

В четверг, 12 июля, в Тюмени пройдет российско-китайская торговая сессия. Представители китайских компаний приедут в город с выставки «Иннопром», которая проходила в Екатеринбурге. Они побывают на местных производствах. Главная цель поездки – договориться с западносибирскими коллегами о сделках. О том, почему тюменцы стремятся в Китай, и в чем сложность выхода на самый объемный рынок мира, – в материале «ФедералПресс».

Попытки подружиться

По данным правительства Тюменской области, в первом квартале 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года внешнеторговый оборот Тюменской области с Китаем увеличился в 3,5 раза. За первые три месяца он составил почти 58 миллионов долларов США (из них экспорт – 11 миллионов). Но этого мало.

И бизнес, и тюменские власти в последние годы уделяют большое внимание китайскому рынку. Тюменская область «стучится в друзья» к Китаю уже лет 15, но в последние годы активность возросла. О большом желании региона наладить и укрепить хорошие отношения с Китаем говорило постоянное внимание к теме бывшего губернатора Владимира Якушева. Пути на Восток даже была посвящена одна из серий «Губернаторских чтений». Не раз предпринимались попытки заманить в Тюмень китайских туристов. В частности, на семинаре по привлечению турпотока из Китая тюменские туроператоры презентовали маршрут «Чайный путь – врата Сибири», проходящий и по территории области. Кроме этого, растет количество китайских студентов в городских вузах. Свидетельствуют об интересе к азиатским соседям и деловые курсы китайского языка, фестивали китайской культуры и многое другое.

541b694596eb4daaaa0498a9f8192a84.jpg

Малый и средний бизнес пытается пробиваться в Китай как самостоятельно, так и с поддержкой профильных департаментов. В 2016 году на международную выставку в Гуанчжоу ездили представители местных предприятий пищевой и деревообрабатывающей промышленности: Ялуторовский мясокомбинат, «Фабрика печенья», «Русич», «Сибжилстрой». Последние производят деревянные дома из бруса и еще до выставки вели переговоры об участии в строительстве экологических парков в провинции Хэйлунцзян. Местному предпринимателю Александру Арбатскому удалось поставить в Китай переработанный иван-чай.

Китайские инвесторы и сами приезжают в Западную Сибирь. Они проявляли интерес к запуску производства керамического камня в Богандинском. На одной из деловых сессий в технопарке представителей компании «Дунчэнь» особенно привлек проект двигателя для беспилотных летательных аппаратов. Переговоры затруднились, когда стало ясно, что китайцы хотят купить всю технологию целиком, с правами. Тюменские производители не хотели идти на этот шаг – они предлагали наладить производство по лицензии или организовать совместное предприятие.

В ноябре 2017 года Якушев принимал представителей китайской государственной компании «Поли Интернэшнл». Они отметили строительство третьей очереди онкологического центра, индустриальный парк ДСК-500, спортивные объекты и термальный комплекс центра зимних видов спорта «Жемчужина Сибири».

Китайцы берут все, но надо их заинтересовать

Наконец, в мае этого года прошел форум «Продаем тюменское!», где тоже уделили внимание китайской теме. В частности, на мероприятии подписали соглашение о создании в Тюмени центра российско-китайского сотрудничества.

Руководитель южно-китайского направления уральского представительства Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Сергей Смирнов, который принимал участие в форуме, рассказал корреспонденту «ФедералПресс», что китайский рынок переполнен. По сути, необходимости нет ни в каких товарах. И тем не менее достичь успеха там вполне возможно.

«Заходить на китайский рынок можно, но нужна коммуникация. Любое предприятие может предложить свой продукт, но для успеха нужен реальный интерес со стороны китайского покупателя. Их интересует цена, потом – качество. Наше качество их устраивает, в том числе продуктов питания. Но есть нюанс: российские товары неизвестны в Китае. Предприятия не вкладываются в брендинг и маркетинг. Другой момент – стандарты. Например, у нас основной формат бутылок воды – 0,5 литра, а у них – 0,33. Так же с деревом. Чтобы заинтересовать китайского покупателя, надо подстраиваться под него», – заявил Сергей Смирнов.

По его словам, сначала происходил обмен мнениями на уровне властей, а сейчас Китай пошел в регионы. Эксперт отметил, что общался с тюменскими предпринимателями, и сейчас они все вместе ищут настоящий выход на китайский рынок.

По данным Смирнова, пока из Западной Сибири никто не заключал крупных контрактов с китайцами. На Южном Урале случаи были. Но это ожидаемо – все только начинается.

«Китай долго присматривается. И с ним важно наладить хорошие отношения, прежде чем вести дела. Сначала надо подружиться. К тому же каждый контракт до его заключения китайцы отрабатывают не менее года. Мы только в начале пути», – заявил эксперт.

Преобладающие товарные группы в структуре экспорта в 2017 году – нефть и нефтепродукты, алюминий, пластмассы и изделия из них. Но именно несырьевой экспорт, которого нет на первых строчках, и стремятся наладить. Возможно, есть отдельные отрасли, предприятиям которых будет легче найти покупателей в Китае? Сергей Смирнов считает, что стартовые позиции находятся на одной линии.

«У всех шансы равные, нет преимущества у какой-то отрасли. Китайцы берут все. Но надо их заинтересовать. Самое главное – найти своего покупателя», – резюмирует эксперт.

Не все способны мыслить стратегически

7179d609299f30973a40987140b55c23.jpeg

Рынок Китая, конечно, перспективен для экспорта, подтверждает гендиректор торгового дома CHIN-RU Татьяна Кокот. Но, по ее словам, в части несырьевого экспорта от малого и среднего бизнеса много сложностей.

«Спрос есть, но российские предприятия не очень умеют с ним работать. Китайские покупатели хотят продукт. Наш бизнес часто не готов представить продукт с полным описанием на китайском языке, финальной ценой, упаковкой и так далее. На этом этапе бизнес-идеи начинают таять», – говорит она.

По словам Татьяны Кокот, для продвижения необходимы как минимум презентация на китайском языке, переведенные разделы фирменного сайта – это тоже встречается нечасто. Товару нужна специальная упаковка, соответствующая требованиям китайского законодательства. Здесь уже две проблемы: создание упаковки с описанием на китайском и проработка законов и требований.

Серьезным препятствием становится ценовое предложение. Китайцев, рассказывает Татьяна Кокот, не устраивает цена при отгрузке с завода-изготовителя. Это значит, что им самим надо просчитывать доставку по России, перевозку через границу, доставку по территории Китая, все остальное. А потенциальные заказчики хотят получить цену, в которую все это уже включено. Нашим предпринимателям надо прорабатывать логистику, с чем тоже справляется далеко не каждый. То ли бизнес не умеет мыслить стратегически, то ли не имеет ресурсов для такой масштабной подготовки, то ли стремление оказывается не таким уж сильным.

«В результате от желания экспортировать в Китай до выхода на рынок пройдет полгода, а то и год. В нашей практике процентов пять компаний доходят до реализации плана», – говорит Татьяна.

В УрФО из тех, с кем работал CHIN-RU, крупного контракта добился производитель кровельных материалов, название которого эксперт предпочла не раскрывать. В любом случае счет таких упорных предприятий идет на единицы.

«Предпосылки выходить на китайский рынок есть, – все-таки уверена Кокот. – Самое главное – курс валюты. Сейчас наша цена привлекательна для зарубежных заказчиков. Но этим надо пользоваться. К сожалению, не все предприниматели готовы пройти этот путь».

Фото: Евгений Поторочин/ФедералПресс, пресс-служба губернатора Тюменской области.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1