Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Налить до неполного. Эксперты обсудили проблему недолива на отечественных АЗС

76 % заправок недоливают топливо своим клиентам, сообщила Федерация автовладельцев России (ФАР) на основании собственного исследования. Автолюбители были поражены масштабом нарушений, но на деле цифры могут оказаться несколько иными. Что именно выяснила ФАР, а также где и на сколько могут «попасть» желающие заправить свое авто – в материале «ФедералПресс».

От Питера до Кранодара

Поводом для исследования ФАР послужили участившиеся жалобы автолюбителей, поступающие на горячую линию организации, рассказал на пресс-конференции в информагентстве НСН руководитель федерации Сергей Канаев. Члены организации разработали собственный метод проверки недолива – переоборудовали автомобиль так, чтобы заливаемое в него топливо шло не в бак, а в специальную канистру, которую потом взвешивали и по специальной методике вычисляли объем принятого канистрой топлива.

Исследование затронуло 13 регионов России. «Мы поехали сначала на Северо-Запад и проехали до Краснодара, включая трассы М-4 и М-10. По пути заправлялись на многих АЗС», – рассказал Сергей Канаев.

В итоге были проверены АЗС, принадлежащие 34 разным брендам. У некоторых брендов пришлось проверять не одну заправку. «Нам было важно понять систему, кто недоливает, – сказал «ФедералПресс» Сергей Канаев. – В основном говорят, что недоливают операторы со слесарями. А я вам скажу, что есть система, которая говорит о том, что все решается на уровне руководства. Если вы спросите, был ли одинаковый недолив на разных АЗС одного и того же бренда, я скажу «да». Впрочем, и разные недоливы тоже были».

За недолив принималось расхождение более 1 % между оплаченным и фактически полученным топливом. Итог исследования – 76 % из 34 АЗС разных брендов налили топлива меньше, чем было оплачено. Из пяти проверенных вертикально-интергрированных нефтяных компаний недолив зафиксировали лишь у одной, и процент недостающего топлива оказался меньше остальных (1,63 %). Из 21 АЗС, принадлежавшей крупным федеральным и региональным сетям, недолили 81 % заправок в среднем около 5 %. А из 8 проверенных мелких сетей и частных АЗС этим отметились все 8, «зажав» в среднем более 5,5 %.

Не та методика?

Между тем представители независимых заправщиков раскритиковали исследование ФАР. Так, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов отметил, что нельзя делать вывод об общей ситуации на основании проверки всего нескольких десятков заправок. «У нас 25 тыс. АЗС в стране, а с вашей подачи СМИ растиражировали информацию, что 76 % всех АЗС в стране недоливает бензин», – сказал он.

Григорий Баженов заметил, что выборка была слишком мала, а ошибка в ней запредельна. «По ВИНК она составляет порядка 160 %, по крупным региональным сетям – порядка 64 %, по малым АЗС – около 100 %», – сказал он, отметив также, что в выборке оказались лишь 5 представителей ВИНК и 29 независимых сетей. «Исследование ставит под удар в первую очередь независимый сектор», – констатировал Баженов.

Руководитель Центра социологических исследований «Дискурс» Роман Кузнецов также подверг сомнению методику исследования и сделанные на ее основании выводы. «Вы говорите не о конкретных 34 АЗС, которые проверили, а вы их обобщаете в сегменты и говорите, что ВИКН недоливают 20 %, крупные компании – 80 % и так далее, – сказал он. – У ВЦИОМ такая же форма описания, но он говорит о генеральной совокупности. А вы мимикрировали под результаты исследований ВЦИОМ, использовав ту же форму повествования».

Эксперт ОНФ, руководитель проекта «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев считает, что количество проверенных АЗС слишком мало, чтобы делать глобальные выводы. «34 заправки в 13 регионах, получается по 2,5 АЗС на каждый. Переносить такую информацию на всю Россию как минимум неправильно, – сказал он. – В регионе минимум 300–400 заправок, надо хотя бы 10 % взять, чтобы что-то посчитать. В Москве и области вообще около 2,5 тыс. заправок».

По мнению Дмитрия Курзанцева, недолив на АЗС существует, но не в таких масштабах, не 76 %. Кроме того, недолив во многом зависит от того, где расположена заправка. Хуже всего дела обстоят на крупных трассах. «Самый большой недолив там, где заправляются дальнобойщики, где идет большой поток автомобилей. В городе такого недолива мы не встречали, – сказал он, приведя конкретный пример проверки на трассе М-7. – У нас есть специальная канистра, сделанная сертифицированным производителем, в которую мы покупали 3 л топлива. Самое большое расхождение было, когда нам налили 2,4 л.

Внезапная проверка

Вопрос недолива встает особенно остро с учетом резко выросших цен на топливо. Ведь, получая меньше бензина, чем оплатил, автовладелец фактически покупает его дороже. Если литр стоит более 45 рублей, а недолив 5 %, то получается почти 2,5 рубля сверх указанной цены.

При этом проверить, как работает АЗС, государственным органам довольно сложно. «У Росстандарта есть информация по плановым проверкам, но она не совсем корректна. Проверки происходят раз в три года, и о них нужно заранее предупреждать. Проверяющий приезжает, и это нужно быть совсем отморозком, чтобы недолить еще и Росстандарту», – поясняет Сергей Канаев.

По его словам, вся информация по недоливам была передана в Росстандарт, чтобы привлечь внимание контролирующих органов. «Главное было – сдвинуть ситуацию с мертвой точки, чтобы начали приниматься какие-то решения со стороны органов госконтроля. Сейчас мяч на их стороне, и мы ждем, какие будут действия», – сказал он.

Некоторые шаги уже последовали. «Информация ФАР вызвала внеплановые проверки, – сообщил Дмитрий Курзанцев. – Вчера мы проводили проверку в Москве по недоливу на нескольких АЗС, и они говорили, что их уже проверяли контролирующие органы».

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.