Top.Mail.Ru
Бизнес
Свердловская область
0

«Чтобы стоять, мне надо бежать»: как выживает малый бизнес в Екатеринбурге

Экономисты фиксируют ухудшение настроений среди российских представителей малого бизнеса. Это связано со снижением покупательной способности населения и, как следствие, сокращением клиентуры и прибыли. Даже в таких условиях екатеринбургский малый бизнес не намерен сдаваться: «старички» расплачиваются по кредитам и пытаются удержать клиентов, а «новички» завоевывают свое место под солнцем. О том, как небольшие компании находят идеи, помещения, оборудования и клиентов, – в материале «ФедералПресс».

«Я работаю без выходных и без отпуска»

Танцевальная студия «Золотой Аи» – старожил малого бизнеса Екатеринбурга: в июле она отметила 14-летие. Собственница студии Мария Халикова сама обучает клиентов.

«Для того, чтобы выживать, я вынуждена работать как ведущий преподаватель. Я работаю без выходных и без отпуска», – рассказала она корреспонденту «ФедералПресс».

Изначально «Золотой Аи» снимал помещение, но прибыль уходила сквозь пальцы.

«На арендных площадях ничего не заработать. Бывало такое, что в летний сезон и в ноль работали», – говорит Халикова.

Сейчас она купила помещение большей площади и теперь выплачивает кредит. «Морально в этом плане мне легче, материально – пока не сильно легче. Иногда и здесь в ноль работаем. Как говорилось в «Алисе в стране чудес»: «Чтобы стоять, мне надо бежать» – вот «пока бежим, чтоб стоять на месте». Сейчас такое время: во всех областях сильная конкуренция.Вообще не найти такого места, чтобы не было танцевальной студии, они сейчас в каждой подворотне», – рассказывает танцмейстер.

Преимуществом «Золотого Аи» Халикова называет наработанную клиентскую базу. Даже выбирая помещение, она согласилась переплатить, чтобы остаться рядом со старым зданием и сохранить учеников. Основные источники пополнения – соцсети и «сарафанное радио». Традиционные СМИ помогают мало, сетует она.

Основной минус танцевальной студии как бизнеса – сезонность: летом многие ученики разъезжаются, в группах из 10-15 человек порой остаются два-три. Мало кто является на танцы и в непогоду.

«На отчетный концерт, который мы проводим раз в полгода, собирается двести студийцев, но это не значит, что все эти двести человек постоянно ходят и платят», – признается Халикова.

Танцмейстер рассказывает, что ее мечта выходит далеко за пределы нынешних двух залов. «Я только купила помещение, пока не могу дальше расширяться. Но амбиции есть создать большой бизнес», – надеется предприниматель.

«Первый год я вообще ничего не считал»

Бывший менеджер, а ныне столяр Михаил Зернин специализируется на роскошных разделочных и шахматных досках. Профессия семейная: брат Зернина давно владеет мастерской в одном из городов Свердловской области – делает лестницы. В конце 2015 года Михаил и сам купил столярное оборудование. Как рассказывает Зернин на своем сайте, у него родилась дочь, и он хотел, чтобы доски для нее были безопасными и экологичными.

Вначале мастер ездил в область к брату, а затем перебазировался в столярный коворкинг в Екатеринбурге.

«Затем дорос до решения отделиться: мне не хватало оборудования, я взял кредит и закупил станки, чтобы был полный цикл производства», – рассказал Зернин корреспонденту «ФедералПресс».

Сам Зернин не считает себя бизнесменом. «Первый год я вообще ничего не считал. Пересмотрел ценовую политику, вложения отбились. Планов нет, так как я работаю на заказ», – говорит он. Конкуренты у Зернина есть, но он утверждает, что делает доски дешевле рынка.

«Если брать доски, к которым привыкли люди, то я делаю гораздо дороже. Если же брать именно рынок торцевых досок, то я делаю гораздо дешевле», – объясняет он.

В отличие от Марии Халиковой, Зернин испытал на себе влияние традиционных СМИ. Раньше столяр в основном продавал изделия за границу, но полтора года назад о необычном бизнесе рассказали местные издания. С тех пор соотношение изменилось: большая часть нынешних клиентов находится в России. Впрочем, заказы все еще поступают неравномерно.

Набирать наемных сотрудников Зернин пока не готов. «Это мой личный бренд, я своей фамилией отвечаю и мне доверить кому-то достаточно сложно», – говорит ремесленник.

«Мешает потребительский взгляд на вещи»

Супружеская пара из Екатеринбурга в прошлом году запустила свой мебельный цех. «Муж работал генеральным конструктором на предприятии, видел, что на конвейерном производстве качество очень низкое, поскольку там стараются выпустить как можно больше. Так у нас родилась идея штучного производства. Поначалу он совмещал с основной работой, но потом это оказалось тяжело, и мы решили открыть собственный бизнес», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» екатеринбурженка Софья.

Вместе со знакомым, который внес часть оборудования, семейная пара создала кооператив. Правда, для простоты регистрации формально бизнес числится на муже Софьи – индивидуальном предпринимателе. Сейчас цех переехал в муниципальное помещение. Отношения с новыми соседями пока не складываются: расположенный рядом магазин своим оборудованием перекрыл один из входов, необходимых для цеха.

Члены кооператива трудятся наравне с наемными рабочими и ищут клиентов в интернете: большинство заказчиков узнает о цехе именно оттуда. Мебельщики не только делают новую мебель, но и перетягивают старую, в том числе винтажные диваны девятнадцатого века.

Главная проблема, по мнению Софьи, не столько в низкой платежеспособности, сколько в сознании россиян.

«Люди не понимают, почему наша мебель стоит дороже, чем в массовом производстве. Но там используется дешевая ткань, которая через год вытрется. Заказывать хорошую мебель зачастую мешает потребительский взгляд на вещи», – говорит она.

«Предприниматели – это люди особого склада»

Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх отмечает, что малое предпринимательство до сих пор сталкивается с целым рядом проблем. Это необоснованные действия правоохранительных органов, постоянные внеплановые проверки, а для тех, кто работает с госзакупками – еще и недобросовестность заказчиков. Головной болью остается и недоступность кредитного финансирования: залоги оцениваются дешево, а других способов подтвердить свою благонадежность перед банком практически нет.

Тем не менее, Артюх отмечает целый ряд возможностей, которые открывает малый бизнес. «Одно из конкурентных преимуществ малого предпринимательства по сравнению с крупным и средним бизнесом – возможность быть гибким, подвижным, подстраиваться под конъюнктуру рынка. Его только нужно осознавать и смотреть вперед, а не застревать и обижаться, что оказался не в том месте и не в то время», – говорит бизнес-омбудсмен.

Есть и личные причины, по которым люди идут на риск даже сейчас. «Если сравнивать предпринимательство с работой по найму, то оно дает гораздо большую свободу творчества. Предприниматели – это особого склада люди, которые таким образом реализуются. Не каждый может быть врачом, и не каждый может быть предпринимателем. В голове должна все время жить мысль, как сделать еще лучше, еще глубже, еще быстрее, еще дальше, чтобы не только удержаться, но и двигаться вперед», – объясняет Артюх.

Наконец, уральцами может двигать и надежда на лучшее будущее. «Еще одно преимущество – в какой-то момент предприниматель имеет возможность выбирать, продолжать ему дальше или, отрегулировав бизнес, реализовывать себя в путешествиях, хобби, семье и так далее. Для кого-то предпринимательство – образ жизни, для кого-то – средство зарабатывать на жизнь, которая может проявляться в других сферах. Вообще я считаю, что предприниматели – это самые жизнеспособные, оптимистичные люди, которым искренне желаю успехов», – заключила уполномоченная.

Фото: Золотой Аи; личная страница Михаила Зернина; «Перетяжка, мягкая мебель, декор. Екатеринбург»; фото в общественном достоянии

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.