Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Теперь заплатят. Платежи за экологический вред предлагают заменить налогом

Министерство финансов РФ подготовило законопроект, который вводит новый экологический налог взамен существующих платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Что изменит новая инициатива и поможет ли это борьбе за экологию – в материале «ФедералПресс».

Лучше собираемость

Причина, по которой Минфин предлагает заменить платежи на налог, проста – министерство недовольно объемом сборов. В пояснительной записке к законопроекту говорится о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, «что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов». Так что введение налога – это способ найти необходимые государству средства на реализацию своей экологической политики.

При этом Минфин утверждает, что добросовестным налогоплательщикам больше платить не придется. Министерство собирается руководствоваться принципом фискальной нейтральности – то есть сохранить действующий уровень налоговой нагрузки. Действительно, в законопроекте ставки, например, за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, соответствуют текущему уровню.

Получить больше средств предлагается за счет улучшения качества администрирования, то есть собираемости налогов, значит, за счет тех, кто сегодня уклоняется от платежей. С налогом сделать это будет сложнее. Хотя бы потому, что ответственность за неуплату будет совсем другой. Сегодня за такое нарушение следует лишь административная ответственность, а взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке. Иное дело – неуплата налога. Здесь уже придется иметь дело с Уголовным кодексом РФ и последствия куда серьезнее. А значит и стимул платить налоги и спать спокойно, будет куда больше.

«У налога больше шансов на собираемость платежей, - отмечает научный руководитель Института экономики природопользования и экологический политики Высшей школы экономики Александр Багин. - Китай с 1 января этого года перешел на налогообложение вместо взимания платы за негативное воздействие именно по причине того, что существовавшая в течение 40 лет система не обеспечивала прозрачность и полную собираемость».

По словам председателя Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, в первые годы почти 30-летнего периода взимания платежей за загрязнение окружающей среды они являлись мощным стимулирующим фактором для хозяйствующих субъектов. «В дальнейшем в силу их практической неизменности, ликвидации экологических фондов и системы зачета платежей в счет проведения природоохранных мероприятий, данная система во многом отстала от практических условий», - отметила Дударева.

Одной из причин отставания, по мнению эксперта, послужило то, что природопользователи нашли возможность сократить объем экологических платежей не за счет минимизации отходов, а за счет сокрытия информации или объектов, за деятельность которых взимается плата. «Длительность периода действия системы платы без учета приоритетов государственной политики в области обращения с отходами ослабило роль платежей как стимула к снижению объемов образования отходов и применения прогрессивных технологий», - сказала Альбина Дударева.

На собственное усмотрение

В целом система экологического сбора сильно не изменится. Налог предлагается взимать со всех видов воздействия на окружающую среду – выбросы в атмосферный воздух, сброс в водные объекты, образование отходов производства и потребления. Размер налога будет напрямую зависеть от объемов загрязнения, чем больше отходов и выбросов, тем больше плата. При этом объемы выбросов или налоговая база будет определяется налогоплательщиком самостоятельно, как и сейчас.

Член экспертного совета комитета природных ресурсов, природопользования и экологии Государственной Думы, эколог Павел Сухонин поясняет, что сегодня расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ведется по так называемому «паспорту предприятия». По закону, предприятие само в декларационном порядке определяет к какому классу опасности относится его производство, и в зависимости от этого производится начисление платы за негативное воздействие.

«Это западные стандарты, так делается во всем мире. Только во всем мире эти сведения более достоверные, чем у нас, - сетует Сухонин. - Причина проста, в статье №1065 Гражданского кодекса написано, что если деятельность хозяйствующего субъекта имеет признаки угрозы причинения вреда – его деятельность может быть остановлена или прекращена. В Европе написано не «может быть», а «должна быть».

За тем, чтобы предприятия не занижали реальную опасность следит Росприроднадзор, но по словам Сухонина, его инспектора успевают проверить лишь 3% всех предприятий. К тому же максимум, что грозит нарушителю – административный штраф, а не закрытие предприятия, как в Европе. «Платить будут опять в соответствии с заявленными показателями предприятия – оно само скажет, сколько у него сбросов, а каждый старается показать минимум, а не фактический объем», - отметил эколог.

Куда пойдут деньги?

Минфин отмечает, что существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду – уже обладает признаками налога, а поэтому может быть включен в Налоговый кодекс РФ. Однако, по мнению экспертов, разница все же есть. Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Сергей Алексеев отмечает, что сейчас платежи хоть и идут в бюджет, но являются внебюджетными поступлениями и их можно без слишком больших усилий законодательно развернуть в сторону экологии. «Но если они уйдут в бюджет – это совсем другой принцип финансирования», - сказал он. - Плюс, конечно, администрирование сборов будет лучше, но в составе налоговой службы нет людей, которые разбираются в том, что такое ПДС (предельно допустимый сброс), ПДК (предельно допустимая концентрация), ПДВ (предельно допустимый выброс). Им придется увеличивать штат и параллельно с Росприроднадзором все это контролировать».

Александр Багин отмечает, что у нас и раньше не было предусмотрено механизма целевого использования платы за негативное воздействие на окружающую среду. «Поэтому эти деньги зачислялись в бюджет. Основная масса шла в региональные и местные бюджеты, небольшая часть – в федеральный бюджет», - заметил он.

Как отмечает эксперт, пока вопрос о распределении средств, которые могут быть собраны в виде экологического налога, окончательно не решен. «Видимо это должно решаться в рамках государственной экологической политики, - предполагает Багин. - Можно направить средства, но по другому механизму – государство получает деньги и, исходя из расчетных объемов поступлений, может планировать и закладывать на следующие периоды средства на реализацию природоохранных мероприятий».

Павел Сухонин считает, что экологический налог по большому счету ничего не изменит. «У нас нет рычагов воздействия на нарушителей и экологическое законодательство будут нарушать, пока это будет выгодно, - отмечает он. - Налогов будет собираться больше, и здесь Минфин поступает правильно. Но с точки зрения экологии, предполагаю, что все останется на том же уровне. Раньше, лет 20 назад, существовал фонд, куда шла часть платежей от платы за негативное воздействие, и фонд тратил их на природоохранные мероприятия. Потом это упразднили, и все забирает бюджет. А чиновники, сидящие в Москве, порой даже не знают, где и что надо сделать».

«Предложенная в настоящее время система перехода на экологический налог предполагает лишь изменить название федерального платежа на экологический налог. Нужно кардинально менять этот экономический рычаг в условиях перехода России на принципы циркулярной экономики», - считает Альбина Дударева. По ее мнению, экологический налог дает ряд преимуществ по сравнению с прежней системой – невозможность уйти от платежей, их прозрачность, получение достоверной информации об объемах негативного воздействия на окружающую среду, а также увеличение поступлений в бюджет. «Станет возможным возродить стимулирующую роль принципа «платит тот, кто загрязняет», - подытожила Альбина Дударева.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.