Top.Mail.Ru
Общество
Севастополь
16

«А здесь у нас будет поле для гольфа». Как живет дом престарелых в Севастополе

Фото: ФедералПресс/Оксана Порицкая

Оказаться на старости лет в доме престарелых – страшный кошмар любого советского человека. Таковым он и оставался долгие постперестроечные годы. Слишком ярок был для многих поколений россиян образ дома-богодельни, нарисованный Ильфом и Петровым. Чем крепче в сознании этот негативный стереотип, тем больший шок испытывает человек, попав в севастопольский дом престарелых. Чем так удивляет это учреждение и сколько стоит проживание в нем – в материале «ФедералПресс».

«Были обшарпанные стены, пораженные грибком»

Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится в отдаленном районе, рядом с моргом и психоневрологическим диспансером. Он окружен обширным парком, по периметру которого высокий забор. Вход на территорию для посторонних строго ограничен. У ворот круглосуточный пост охраны. Внутри здания качественный современный ремонт, нехарактерный для такого рода мест. Идеальная чистота, новое оборудование, приветливый персонал и постояльцы.

«В планах у нас строительство под открытым небом спортивной площадки с тренажерами и мини-поля для гольфа на три лунки. Оно будет в конце парка. Так что у нас все есть, только что бассейна не хватает», – смеется заведующая отделением «Активное долголетие» Любовь Скорик.

В ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» она работает с 1996 года. Само здание, состоящее из нескольких корпусов, построили еще в 1984. За все время работы Скорик в доме-интернате украинские власти ни разу не делали здесь полномасштабного ремонта.

«Как было при Украине и как теперь даже сравнивать нельзя! Земля и небо! Раньше в жилой комнате стояли кровать, тумбочка, столик и шкаф, санузлы были общие. Практически не проводили ремонт, средства не выделялись. Мелкий ремонт делали сотрудники своими руками. У нас были обшарпанные стены, пораженные грибком. Как мы с этим ни боролись, не могли его победить. Сейчас мы фактически попали в другой мир», – вспоминает «украинскую» жизнь дома-интерната Скорик.

Сейчас в каждой жилой комнате, в которой проживают от одного до трех человек, сделан современный ремонт, заменены окна и двери, находятся индивидуальный санитарный узел и телевизор, во многих комнатах оборудованные балконы. По всему зданию появились поручни для удобства пожилых и инвалидов. На дверях кабинетов для слабовидящих надписи дублируются шрифтом Брайля, а также есть кнопки, которые говорят возле какого кабинета находится постоялец дома. Везде установлены кондиционеры. Все за счет бюджета.

«К нам врачи приходят из обычных городских больниц, поражаются»

Ремонт начали делать с 2014 года – поэтапно, по корпусам и этажам. Сегодня полностью отремонтированы жилой и административный корпусы, столовая, актовый зал и первый этаж медицинского корпуса, на втором этаже ремонт закончат в этом году. Также в скором времени полностью заменят лифты.

Жилой корпус разделен на два отделения – «Активное долголетие» для тех, кто может обслуживать себя самостоятельно, и «Милосердие» для постояльцев, за которыми нужен особый уход. Санитарки оказывают бытовые слуги, проводят регулярную уборку. Круглосуточно дежурят три медсестры.

В медицинском корпусе находятся кабинеты терапевта, невролога, психиатра, психолога и стоматолога, массажиста и кабинет лечебной физкультуры с тренажерами. Закуплено новое оборудование для ЛФК, электрокардиографы, аппараты для восстановления пациентов после инсульта. В кабинет психолога в июле купили комплекс биологической обратной связи. Это система из двух компьютеров и специализированного прибора, которая снимает показания волн головного мозга и транслирует их на монитор в виде картинок и звуков. И человеку нужно улучшить качество картинки или звука, расслабляясь или сосредотачиваясь. Таким образом, мозг более долго и успешно сохраняет свою работоспособность.

«У нас такое оборудование для стоматологического кабинета, мне кажется, в городе редко такое встретишь. Все современное, удобное. Не знаю, где есть еще такие больницы. К нам врачи приходят из обычных городских больниц, поражаются качеству оборудования и ремонта. Все компьютеризировано. Это облегчает работу врачам, я могу больше времени уделить пациенту, а не заполнению бумаг от руки», – рассказывает Любовь Скорик.

Но особенная гордость персонала – истории, когда люди поднимались с постели после тяжелых диагнозов. Один из нынешний постояльцев дома Сергей Александрович в их числе. Полгода назад он пережил тяжелый обширный инсульт, две недели был в коме. Сюда его привезли три месяца назад в инвалидном кресле, он с трудом сидел.

«А сейчас я только что танцевать не пробовал, а так я все могу. Я здесь прохожу лечение, только что закончил курс уколов. Мой день здесь загружен максимально полезными занятиями. Встаю в пять утра, делаю зарядку на балконе. У меня в программе тренажерный зал, компьютерный класс, лечебная ходьба с инструктором», – говорит пенсионер.

Маникюр, компьютерные курсы и морские экскурсии

В доме-интернате горячее четырехразовое питания распределено по диетическим столам и рассчитано на 7 дней. Вся еда свежеприготовленная, в течение двух часов ее подают на стол, в противном случае – уничтожают.

Из развлечений – кружки творчества, музыки и пения. В библиотеке можно читать книги с использованием оборудования для чтения аудиокниг вслух и цифрового оборудования для слабовидящих, которое выводит увеличенный в разы текст газеты или книги на большой экран. Есть компьютерный класс и кружок развития навыков интернет-коммуникаций «Компьютерленд». Одну из комнат оборудовали под православную часовню, где священник проводит богослужения.

Выход из дома свободный, но до этого стоит уведомить персонал, в особенности медсестру. Постояльцев регулярно вывозят на пляж, в театр, цирк, дельфинарий, музеи, на морские экскурсии, прогулки на природе и исторические фестивали. В дом-интернат периодически приезжают местные артисты с концертами, а также мастера из салонов красоты.

«Есть люди, которые считают, что следить за собой тщательно нужно в любом возрасте. К нам приезжают иногда стилисты и мастера маникюра. Наши дамы с удовольствием пользуются их услугами, в том числе и очень пожилые. И даже некоторые мужчины с удовольствием ходят на гигиенический маникюр», – говорит штатный психолог Анна Кудринская.

Она рассказывает, что люди, попадая в любой дом-интернат, даже с отличным ремонтом и внимательным персоналом, все равно часто испытывают печаль, а иногда и раздражение из-за того, что обстановка изменилась, что теперь все не так. Хотя иногда бывает и облегчение, если человек попал из трудной жизненной ситуации сюда, и только здесь обрел заботу и стабильность.

«Сейчас мы активно модернизируемся. Появляются какие-то виды техники для тех, кто обладает слабым зрением или слухом, например. И тогда человек понимает, что жить можно очень интересно в любом возрасте и состоянии, и как это ни парадоксально звучит, зачастую гораздо более полноценно, чем дома. Не потому что родственники не умеют или не хотят обеспечить такие условия, а потому, что физически не могут – ресурса такого нет», – уверена психолог.

75 % пенсии и «красная лампочка»

Дом-интернат может вместить чуть более 200 людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня здесь живут 158 пенсионеров, средний возраст которых составляет 75-80 лет, 18 человек уже перешагнули 90-летний рубеж. Самому молодому инвалиду – 30 лет.

Люди попадают в дом-интернат по собственному желанию. Для этого существует установленная процедура, в основе которой заявление в Департамент труда и социальной защиты населения по месту жительства и обширный пакет документов, среди которых и справка из Пенсионного фонда о размере пенсии.

«Плата за проживание и уход – это 75 % пенсии постояльца. Этот процент всегда одинаков и не зависит от размера пенсии, хоть 9 тысяч человек получает, хоть 20. Остальные 25 % выдаются наличными на руки в день выплаты пенсий. Понятно, что мы дополнительно субсидируемся государством», – поясняет культорганизатор дома-интерната Вера Деева.

Психолог Анна Кудринская говорит, что в головах людей очень силен стереотип о доме престарелых как о печальном месте для никому не нужных забытых людей, которых «сдали» сюда горе-родственники.

«Люди представляют нечто негативное при словосочетании «дом престарелых». К сожалению, бывает даже жалко самого пожилого человека, у которого родственники, руководствуясь каким-то мифическим чувством вины, перекрывают ему сюда возможность попасть. У многих в голове живет этот негативный стереотип – горящая красная лампочка, которую я рекомендую выключить», – советует психолог.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.