Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
1

Тюменский кинофестиваль «Ноль плюс»: вид снаружи и изнутри

К молодежному центру «Космос», бывшему коммерческому кинотеатру, подъезжают автобусы, из которых выпрыгивают школьники 11-14 лет. Под аккомпанемент строгих замечаний сопровождающих они шумно заходят в зрительный зал «Космоса» и занимают первые ряды. В первую неделю октября он снова, как когда-то, стал кинотеатром – одной из трех площадок фестиваля детского и семейного кино «Ноль плюс». Подробнее о фестивале – в материале «ФедералПресс».

Фестиваль проходит в Тюмени в пятый раз. Делает его тюменская команда с привлечением иногородних профессионалов. Кино показывают с утра до вечера всю неделю. Детей, упомянутых в первом абзаце, привезли на вечерний сеанс, в 18.20. На нем зал оказался заполнен примерно наполовину. Дневные показы, как правило, собирают аншлаги. Правда, в основном,их посещают организованные школьные группы. Работающим людям не так просто на них побывать. Но для этого есть вечерние показы, и туда взрослые могут прийти с детьми-подростками или сами, желая с помощью кино лучше понять своих потомков.

Стоит отметить: «Ноль плюс» – это еще и возможность для юношей и девушек испытать себя в профессии. Например, на фестивале работает молодежный пресс-центр: смущенные юные корреспонденты подходят с микрофонами и задают зрителям вопросы об их впечатлениях. А студенты-лингвисты получают шанс попробовать себя в переводе иностранных кинолент, в том числе синхронном.

Даже в проблемном фильме должен быть виден выход

Но прежде всего, конечно, само кино. В семидневной программе – более ста сеансов (некоторые фильмы показывают не на одной площадке). Помимо российских, организаторы привезли в Тюмень фильмы из Беларуси, Латвии, США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Франции, Италии, Ирландии, Бельгии, Испании, Германии, Румынии, Болгарии, Польши, Хорватии, Австралии, Индии, Китая, Эквадора, Колумбии, Кении, ЮАР, Малайзии, Южной Кореи и даже КНДР. Из последней приехала лента «Товарищ Ким отправляется в полет» о двадцативосьмилетней шахтерке, которая с детства мечтала стать воздушной акробаткой. После смерти матери отец убеждает девушку забыть о мечте и сосредоточиться на шахте, но она решает не сдаваться и двигаться к цели.

Таких любопытных историй – и художественных, и документальных – на фестивале много. Как рассказала программный директор «Ноль плюс» Алена Сычева, дирекция старается выбирать нарративные фильмы, чтобы юным зрителям был понятен сюжет, чтобы рассказ был выразительным и внятным. Но это далеко не все критерии.

«Важна общая художественная ценность. Фильмы должны быть произведениями искусства, сделаны профессионально, давать коммуникативный эффект. С другой стороны, смотрим на содержательный аспект. Чтобы картины по своему духу, по настроению были полезны детям и молодежи. Конечно, фильмы могут быть проблемными. Но мы стараемся не брать негативные, деструктивные фильмы – о суицидниках, покинутых сиротах. Да, они тоже могут быть хорошими, давать пищу для размышлений. Но такова политика нашей дирекции: в конце должен быть виден какой-то выход», – говорит Сычева.

В поисках высокохудожественных и качественных документальных фильмов организаторы пересмотрели более двух тысяч картин. И это только то, что присылали в качестве заявок. Кроме этого, программный директор в течение года ездит по фестивалям в поисках жемчужин для «Ноль плюс», изучает рекомендации друзей. Не всегда этот труд бывает продуктивным: из десяти фильмов подойти может лишь один, а потом с его создателями не удастся договориться об участии в тюменском фестивале.

Первый отбор осуществляет селекционная комиссия из местных детей и подростков под руководством одного из директоров фестиваля Александра Школенко. Потом в работу вступает программный директор.Список фильмов дополняется точечнымвыбором наиболее подходящих творений. Объем работы трудно себе представить. Это не единственный фестиваль, которым занята Сычева, но, по ее признанию, единственный, который требует к себе внимания круглый год. Еще не закончился пятый «Ноль плюс», а уже началась работа над программой шестого.

Труд дирекции осложняется тем, что зарубежное кино непросто заполучить бесплатно. С отечественными лентами в этом плане гораздо легче. А на иностранных продюсеров не особо действует аргумент о том, что фестиваль некоммерческий – они требуют плату за показ. На зарубежных фестивалях привыкли платить за контент, даже если на сеанс приводят школьников, как у нас. Но все же программу удается заполнять кинематографом со всего мира.

Агитки – не вариант

Распространенные формулировки: «добрые фильмы», «добрые мультики». Наверное, многие именно так охарактеризуют большую часть представленных в Тюмени фильмов. Алена Сычева говорит, что слова «доброе кино» у профессионалов вызывают раздражение. Ко всему прочему, непонятно, что именно скрывается за этим понятием. Организаторы стараются соблюдать баланс и не пересластить программу фестиваля. Правда, и «вскрытия нарывов» здесь тоже не будет.

Другое направление, в котором надо держать равновесие – воспитательная составляющая фильмов. Бывает, что создатели фильмов для подростков перебарщивают с назиданиями, превращая кино в несмотрибельное и в итоге бессмысленное.

«Чаще с назиданиями перебирают люди, которые эти фильмы показывают и обсуждают, – возражает Сычева. – Да, бывает, что слезу коленом вышибают. Или говорят со зрителем так: ты закурил – теперь ты заболеешь раком! Это уже агитка. Дети ведь тоже не дураки, они сразу понимают, когда им хотят что-то навязать. В фильмах хороших, которые являются произведениями искусства, такого нет».

Программый директор повторяет: фестиваль ориентирован на эстетические достоинства фильмов-конкурсантов. Нельзя давать зрителю лозунг: не кури! Надо это сделать тоньше, изящнее, чтобы в кино была интересная, захватывающая история, которая поможет ребенку вынести что-то из произведения.

«Во-первых, это просто интереснее смотреть. Во-вторых, в них тоже есть поучительный момент. И дети лучше считывают его не тогда, когда пальчиком грозят, а когда посыл «упакован». Кино прекрасно тем, что предполагает вариативность трактовок. Нельзя понять неправильно. Зрители могут вынести разные уроки из одного фильма», – уверена Алена Сычева.

Пример: кино «9''58» о 16-летнем Джале, который мечтает заниматься бегом. Но отец против его занятий. В итоге подросток все же упорствует в своем стремлении. В обсуждении после фильма многие дети на вопрос, верно ли он поступил, ответили утвердительно. Но были и те, кто сказал: нет, нельзя было ослушаться отца. Сычева подчеркивает: правы и те, и другие.

«Если дети не уткнулись в телефоны, значит, с фильмом угадали»

Формат кинофестиваля интересен тем, что это лотерея для зрителя. Новые ленты еще не осмыслены критиками, не облеплены восторженными или негативными отзывами. Это шанс обнаружить что-то, что станет твоей личной находкой, ведь для себя ты станешь первым, кто оценил фильм.

Другой нюанс – контрасты. На фестивале ленты идут друг за другом. За блестящим фильмом может последовать совершенно невнятный, и наоборот. Например, вечером понедельника за сумбурной и малоосмысленной «Неразделенной любовью» показали куда более выверенный «Уехать нельзя остаться». Реакция школьников была показательной. Во время первого фильма они много шумели и были не очень внимательны – им с экрана именно что грозили пальцем, да к тому же пытались «раскрыть глаза» на подростковую влюбленность, о которой они явно знают больше создателей фильма. Зато зрителей увлекла за собой лаконичность и внутренняя тишина второй ленты – о вымирании русской деревни, показанном на примере села Мироново в Свердловской области.

Возможно ли с учетом организованных посещений целых классов понять, попал оргкомитет в аудиторию тем или иным фильмом?

«Я смотрю в зал. Если они не уткнулись в телефон, а смотрят на экран с открытым ртом, значит, мы попали, – говорит Алена Сычева. – Конечно, культура просмотра хромает. Это уже второе поколение детей, родившихся с гаджетами в руках. Часто шумят, в голос разговаривают. Дети не привыкли к такому кино. Но мы и стараемся их к нему приучить, показать, что фестивальные фильмы могут быть интересными. И большая половина зала чаще все-таки внимательно смотрит – несмотря на шумных соседей и звонящие телефоны».

На то, что приучить публику к фестивальной культуре, уходят годы, говорит Сычева. В Тюмени это на сегодня, скорее, получается, чем нет.

Главной же целью «Ноль плюс» организаторы считают общение – родителей с детьми, школьников между собой. Кино может стать поводом для совместного досуга, для доверительного разговора. И становится. Искусство позволяет делиться трактовками, а проблемы, затронутые в фильмах – поделиться своими переживаниями.

«Был случай на втором фестивале. Подошла женщина лет сорока со слезами на глазах и поблагодарила: она со своим сыном-подростком на сеансах разговаривала так, как они не говорили года два. Просто обсуждали ситуацию в фильме. Это шанс услышать о проблемах своего ребенка. Они позволяют обсудить какие-то вопросы на примере героев, узнать мнение мамы или папы. После фильма должен оставаться эффект Поэтому мы и называемся фестивалем семейного кино. Наверное, это главное – чтобы кино стало поводом для общения».

Менее важная цель– наградить победителей фестиваля – тоже будет выполнена. В воскресенье пройдет гала-концерт: зрителям покажут лучшие фильмы, ставшие призерами «Ноль плюс» в этом году.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.