В Кирове завершился двухдневный урбанистический форум, на котором общественники, чиновники и неравнодушные горожане обсуждали развитие областного центра. Сити-менеджер Илья Шульгин уже пообещал, что многие предложения участников будут служить для мэрии руководством к действию. Какие идеи с форума могут реализовать – в материале «ФедералПресс».
Ленточные парки
В рамках урбанистического форума в Кирове прошли секции, посвященные вопросам благоустройства берегов малых рек. Этой, на первый взгляд, не очень важной проблемой уже несколько лет занимается группа активистов во главе с общественником Константином Кропаневым.
Сейчас малые реки, пересекающие несколько крупных районов города, находятся в ужасающем состоянии: из-за гор мусора, сточных вод и неприятного запаха они фактически превратились в сточные канавы. Промпредприятия не стеснялись сбрасывать туда стоки, вода приносила дорожные реагенты и пластиковый мусор. Лишь в последние годы власти признали проблему и начали говорить о создании ленточных парков на берегах рек. Не так давно был разработан проект по расчистке первых семи километров Хлыновки.
В рамках форума приглашенные эксперты исследовали участок реки Люльченки. Специалисты подтвердили выводы кировских активистов: несмотря на застройку территорий возле рек, эти зоны никто не облагораживает – по берегам располагаются гаражи и свалки.
Эксперты предложили вовлекать местных жителей в решение проблемы – обсуждать с ними проекты благоустройства и приглашать на субботники. И, что важно, нужно быть готовыми к тому, что облагораживание территории потребует больших финансовых затрат. «Можно начать преображение территорий с обустройства нескольких локальных скверов, которые могли бы быть полезны для местных жителей, стать точками притяжения для бизнеса, местами для проведения городских мероприятий», – предложил консультант Минстроя РФ по проекту «Формирование комфортной городской среды» Дмитрий Смирнов.
Глава администрации Илья Шульгин пообещал, что мэрия плотно займется этим вопросом. При благоприятном исходе Хлыновка, Люльченка, Мостовица, Чахловица, Чумовица и другие малые реки войдут в федеральную программу по очистке малых рек.
Недоступная среда
Другая группа экспертов, приехавших на форум, исследовала улицу Спасскую. На ней располагается множество исторических зданий, поэтому местные жители не раз предлагали сделать Спасскую полностью пешеходной. Губернатор и глава администрации Кирова не возражали против ограничения движения автомобилей на некоторых участках, однако заявляли, что полностью избавить улицу от машин нельзя – там расположено слишком много офисов.
Согласно выводам экспертов, пока Спасская неудобна для пешеходов, а для инвалидов – совсем непреодолима. Человек на инвалидной коляске не смог бы передвигаться из-за отсутствия пандусов, высоких бордюров, плохих тротуаров и заставленных машинами обочин.
Эксперты посоветовали кировским чиновникам подумать о сужении проезжей части, ограничении скорости до 30 километров в час. Инвалидам было бы легче передвигаться по улице после установки пандусов и уменьшения бордюров. «На перекрестках можно приподнять площадки пересечений – по сути, каждый перекресток будет представлять собой большого «лежачего полицейского», – предложил главный архитектор Студии транспортного проектирования Иван Иванов.
Как в Нью-Йорке
Перемены ждут и кировский овраг Засора. Руководитель Центра развития городской среды Удмуртии Марина Нургалиева предложила обустроить там прогулочную зону. Кировские общественники тоже считают, что овраг Засора может стать визитной карточкой областного центра – многие даже сравнивают его с Центральным парком Нью-Йорка.
Напомним, еще несколько лет назад в овраге должны были расцвести «сказочные сады». В начале 2014 года предприниматель Ольга Бронникова собиралась построить там культурно-оздоровительный центр и облагородить территорию: обустроить пешеходные зоны, площадки для прогулок и отдыха, искусственные озера и фонтаны. Однако дальше обещаний дело не пошло – на месте «сада мечты» сейчас красуется недостроенная коробка трехэтажного здания.
Глава администрации Илья Шульгин отметил, что планы по обустройству оврага Засора уже рассматриваются. «Прорабатываем идею создания единой туристическо-пешеходной зоны от Ботанического сада до Трифонова монастыря. Если смотреть шире, в этот же комплекс можно включить и бульварную зону Октябрьского проспекта, и его оставшуюся часть, которая ведет до цирка и парка имени Кирова», – рассказал сити-менеджер.
Пешеходам – зеленый свет
Одной из самых болезненных тем стало обсуждение транспортной системы города. Общественники много раз заявляли, что она в Кирове отвечает только требованиям автомобилистов, а потребности пешеходов и общественного транспорта совсем не учтены.
Замначальника отдела по оптимизации движения в ГУП «Мосгортранс» Александр Егоров предложил властям подумать о выделении полос для общественного транспорта: «Октябрьский проспект, улицы Ленина, Московская, Воровского, Комсомольская, Луганская, Привокзальная площадь – эти пути следует рассматривать в первую очередь для организации выделенных полос. Зоны платных парковок должны располагаться в центральной часть города – вдоль планируемых «выделенок», у административных зданий, рядом с вокзалами».
По словам экспертов, эти инновации нельзя внедрять наспех. Нужно проанализировать частоту движения общественного транспорта, количество маршрутов, единиц техники. Кроме того, следует проработать вопрос установки шлагбаумов на въезде во дворы – как правило, после появления платных парковок автомобилисты начинают оставлять свои машины именно там.
Спикеры подчеркнули, что одной из главных составляющих транспортной реформы должно стать увеличение спроса на общественный транспорт. Для Кирова этот вопрос особенно актуален – автобусный пассажиропоток, хотя и значительно превышает автомобильный, но с каждый годом снижается. Виной тому, говорят общественники, неудобство маршрутов, старый транспорт и несопоставимая с качеством обслуживания стоимость проезда. Есть и еще одна особенность, которая удивляет гостей из других городов: после 9 вечера добраться в некоторые районы на общественном транспорте практически невозможно.
«Если мы сделаем пассажирские перевозки более привлекательными, то тысячи людей смогут отказаться от личного транспорта, это поможет и разгрузить улицы, и улучшить экологию, и создать единое комфортное городское пространство», – подчеркивает Егоров.
Все высказанные идеи, заверили в мэрии, будут использоваться при создании стратегии транспортного развития Кирова на предстоящие 30 лет. Ее разработку планируется завершить до конца текущего года. В администрации города отмечают, что все предложения активистов не пропадут зря: их обобщат и будут использовать при подготовке техзаданий. По каждой из тем форума планируют создать постоянные рабочие группы из активистов и общественников. Часть средств на преображение город планирует привлечь в рамках празднования 650-летия Кирова. Не исключается также самообложение граждан – но этот вопрос должен решаться в рамках референдума.
Фото: администрация города Кирова,rekikirova.ru