Top.Mail.Ru
Политика
Кировская область
0

«Десять лет Киров не развивался, а уходил в пещерные времена». Как прошел первый год сити-менеджера Шульгина

Год назад выходец из Казани Илья Шульгин официально вступил в должность главы администрации Кирова. Тогда назначение «варяга» поддержали почти все политические силы. Представители оппозиции надеялись, что новый сити-менеджер избавит Киров от наследия прежних городских властей: точечной застройки, махинаций в МУПах, разворовывания бюджета. Противники назначения заявляли, что «варяг» вряд ли будет стараться для города, в котором раньше не жил и после отставки жить не станет. Чего удалось достичь Илье Шульгину – в материале «ФедералПресс».

Подающий надежды

Решение о назначении министра строительства и ЖКХ области Ильи Шульгина главой администрации Кирова в вятском истеблишменте восприняли неоднозначно. С одной стороны, Шульгин был «варягом» из Казани, глубоко не знающим всех проблем города, с другой, что не менее важно, человеком, не связанным с кировским бизнесом никакими обязательствами. Эксперты отмечали, что Шульгин был поставлен на должность губернатором Игорем Васильевым, чтобы сдерживать притязания крупного бизнеса, который представляет мэр Елена Ковалева.

Назначение не было быстрым – СМИ почти за год до смены главы администрации сообщали о том, что Шульгин является главным кандидатом на кресло. За время работы в областном правительстве в должности министра строительства и ЖКХ «варяг» из Казани не отметился революционными решениями и громкими достижениями, но к моменту назначения сторонников у него набралось немало. Коммунисты традиционно выступили против, а остальные политические силы если не поддержали назначение, то отнеслись к этому спокойно, отмечая, что «хуже уже не может быть».

5a6d491cc80c9a9b919cb45e6d934a65.jpg

«Кировчане, и в том числе я, возлагают на него надежды, – говорил «ФедералПресс» год назад экс-депутат законодательного собрания Дмитрий Русских. – Работы у Шульгина очень много: за десять лет руководства Владимир Быков превратил Киров в деревню с точки зрения благоустройства. Я надеюсь, что с приходом человека, который родился и долгое время жил в Казани, ухоженном городе-миллионнике, ситуация начнет меняться. Шульгин и мэр Елена Ковалева представляют совершенно разные группы интересов, но им придется наладить взаимодействие, если они действительно хотят сделать Киров лучше».

Сам Шульгин заявил, что откажется от точечной застройки, моду на которую ввел предшественник Ковалевой Владимир Быков. Он также обещал проводить эффективную бюджетную политику и рационально обращаться с муниципальной собственностью – с этим у его предшественников были большие проблемы. Многие эксперты говорили, что мэрию ждут кадровые чистки, но Шульгин отмечал, что в кадровой сфере «никаких революций совершать не собирается». На деле все получилось не совсем так, как ожидали эксперты и обещал сам Шульгин.

Кадровые проблемы

«У меня складывается противоречивое мнение о работе Ильи Вячеславовича. С одной стороны, было много что сказано, с другой – не все сделано, – оценивает итоги года работы сити-менеджера вице-спикер ОЗС Владимир Костин. – При предыдущей команде – ее работу я не одобряю – все было кулуарно, тихо, проблемы не вскрывались. Пришел Шульгин и начал публично разносить своих подчиненных. Это вызывало уважение – казалось, что человек болеет душой за то, что делает. Но сразу же появились противоречивые моменты. Например, Вячеслав Симаков, глава городского управления благоустройства и транспорта, получил выволочку за то, что не смог протащить коляску по «очищенному тротуару». Он с красными ушами сидел на совещании, но тут же ушел руководить целым территориальным управлением».

По словам Костина, вызывают вопросы и другие кадровые решения нового сити-менеджера. Например, непонятно назначение на должность заместителя главы администрации по инвестициям приехавшего из Сочи Антона Карпинского, который после полугода работы ушел в отставку.

«Человек без плана работы существовал на своей должности полгода – причем должность ввели специально, в администрации появился человек, который должен был отвечать конкретно за инвестиции. Он полгода не мог предоставить план работы, а потом ушел по собственному желанию, – возмущается Костин. – Неясно, кто сейчас на его место придет – снова человек, который по полгода будет план работы писать? Хотелось бы понять, чем этот человек занимался шесть месяцев, увидеть результаты его работы. Назвать его назначение эффективным кадровым решением я точно не могу».

b0ffd1ac4df885e696f180615261831e.jpg

Другие эксперты считают, что Шульгину стоило не только приглашать больше грамотных специалистов, но и увольнять членов старой команды, сформированной еще при Владимире Быкове.

«Формирование новой команды Шульгина чересчур затянулось – прошло уже немало времени с момента его назначения, а некоторые направления работы до сих пор не закрыты кадрами, – отмечает депутат кировской гордумы Владимир Журавлев. – На многих постах все еще находятся люди, которые вообще ничего не делают, идет имитация и профанация деятельности – я сейчас говорю про тех, кто работал еще при Быкове и Владыкине. Мы пытаемся донести до администрации города информацию, полученную от избирателей, но не всегда это дает эффект».

В закрытом режиме

Эксперты отмечают, что Шульгин не боится обсуждать проблемные вопросы, которые раньше замалчивались, однако иногда слова у него расходятся с делами.

«Взять те же закупки новых автобусов для кировского АТП. Возникают вопросы: почему закупаются именно МАЗы, почему мы опять берем автобусы на дизельном, а не на газовом топливе? Ответ на эти вопросы мы не получаем, – говорит Костин. – При Шульгине «потрясли» МУПы – это хорошо, но изменилось ли что-то в плане экономической отдачи от них? Я бы не сказал, что, например, АТП стало работать лучше. Когда оно начнет приносить прибыль или перестанет быть дотационным, тогда действительно можно будет сказать, что стало лучше. Если появляются новые автобусы и при этом повышается цена за проезд, я тут эффективности не вижу. Мы проводим «Урбан Форум», и урбанисты говорят нам о том, что ТЦ должны располагаться на окраинах. Мы соглашаемся, а по факту видим в центре города ТЦ «Макси» – я с опасением жду момента его открытия. Мне кажется, транспортная развязка не позволяет там нормально работать магистрали и торговому центру».

a573d0fb69a4f602cb41222c87788108.jpg

Костин уверен, что решение важнейших вопросов все еще происходит в закрытом от общественности режиме. Так, например, происходит с концессией теплосетей.

«Этот вопрос обсуждается в закрытом режиме. Обсуждений нет, и мы не можем понять, на чьих условиях будет заключаться договор – на условиях администрации или поставщика тепла «Т Плюс». Если второе – то хвалить здесь не за что, если первое – то хотелось бы что-то об этом знать. В самых важных вопросах закрытость никуда не делась, – констатирует Владимир Костин. – При этом у Шульгина есть и заслуги, это бесспорно. Например, в этом году, за исключением последних случаев, когда асфальт клали в воду, подрядчики отработали неплохо. Если в следующем году этот асфальт не уплывет, то в Кирове, может быть, появятся сносные дороги».

Есть куда расти

Есть претензии к Шульгину и у кировских общественников. Прошедший дорожный сезон начался со споров между активистами и городской администрацией из-за системы выделения лотов на ремонт дорог. Чиновники поделили «дорожный миллиард» на две части, чтобы привлечь «крупных и надежных подрядчиков». Илья Шульгин отмечал, что между конкуренцией и качеством выбирает второе. Кировские же общественники заявляли, что это нарушает антимонопольное законодательство и приводит к дополнительным тратам из бюджета: крупные подрядчики нанимают более мелких субподрядчиков, а те нередко перебрасывают работы на еще кого-то. Таким образом, качество почти не меняется, но в цепочке субподрядов теряются огромные суммы, которые могли бы пойти на ремонт.

«Администрация к нам не прислушивается, ведь мы неоднократно заявляли, что крупные лоты – это не есть хорошо. С нашей точки зрения, конкуренция – это экономия, – отмечал руководитель рабочей группы по контролю за ремонтом дорог Общественной палаты Кировской области Константин Ситчихин. – В Кировской области очень мало крупных подрядчиков, способных выполнить такой объем работ. Это «Вятавтодор, который в прошлом году с горем пополам работал в городе, «ГДМС», которому лота в 400 миллиона за глаза хватило, и «СУ-43», работающее в основном на федеральных трассах».

Были у активистов вопросы и к действиям мэрии после начала «мусорного коллапса» – некоторые дворы неделями буквально утопали в отходах, и к зимней уборке дорог. У многих общественников вызвала недоумение закупка в лизинг автобусов на дизельном топливе для кировского АТП, хотя в администрации не раз признавали, что нужно развивать троллейбусный транспорт и переходить на газовое топливо. С удовлетворением некоторые эксперты отмечали улучшение в отрасли теплоснабжения. Член ОПКО Андрей Воробьев отмечает, что раньше контроля за состоянием сетей почти не было.

«Сейчас ситуация меняется, этими вопросами будет заниматься служба муниципального контроля. Она начнет следить за фактическим расходованием инвестиционной составляющей, которая есть в тарифе, осуществляя текущий контроль», – считает эксперт.

c152d6d293fd790c63d770cf4ab4a101.jpg

Член Общественной палаты Кировской области Андрей Воробьев считает, что требовать быстрых результатов от Шульгина нельзя, – слишком велики были масштабы «разрушений» при прошлых руководителях. «То, что было сделано при прошлом главе города, новым руководителям еще разгребать и разгребать. Это вряд ли получится сделать быстро, – считает Воробьев. – Пока слишком мало времени прошло, чтобы говорить о выдающихся результатах. В течение десяти лет Киров не развивался, а уходил далеко назад, в какие-то пещерные времена. Дают о себе знать все эти схемы с АТП, ЦДС, УК Ленинского района, детским питанием, МУПами. Не зря же в то время в гордуме ходила присказка: «Каждому депутату – по МУПу». Надеюсь, что в ближайшие годы ситуация изменится».

Фото: администрация города Кирова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.