Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Все, чем они занимаются, написано в Уголовном кодексе». Отраслевые эксперты нашли, кто спровоцировал топливный кризис

Эксперты продолжают анализировать, что же происходит на рынке топлива сейчас, спустя две недели после заморозки цен нефтяными компаниями. И выводы пока неутешительны: на низкой стоимости бензина и дизтоплива пытаются нажиться так называемые независимые сети АЗС. Перекупщики и спекулянты толкают цены вверх и пытаются извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Подробности - в материале «ФедералПресс».

«Кризисная ситуация на топливном рынке возникла не сегодня», - отмечает доктор экономических наук профессор Никита Кричевский: это нарыв, который созревал не один год. До поры до времени ВИНКи (вертикально интегрированные компании)терпели эту ситуацию, что, конечно, не говорит в их пользу. По мнению эксперта, когда так называемые независимые АЗС откровенно закусили удила и начали изображать из себя «униженных и оскорбленных», при том, что большинство из них являются по большому счету обычными спекулянтами, терпение ВИНКов, наконец, закончилось. «Крупные компании вскрыли этот старый нарыв, обратив внимание общественности на то, что на то, что на бирже и региональных рынках бал правят перекупщики, формирующие посреднические цепочки и продающие колоссальные объемы нефтепродуктов своим аффилированным структурам. Эти недобросовестные компании попросту решили нагреть руки на топливном кризисе. Они используют создавшуюся ситуацию для получения сверхприбыли, руководствуясь классическим «маловато будет».

Как же происходит обогащение независимых? Сейчас большая часть нефти и топлива продается на бирже, по фиксированным, замороженным две недели назад ценам. Независимые говорят, что им не хватает объемов продаж и поэтому на рынке вот-вот возникнет дефицит.

Основной целью деятельности биржи является создание организованного товарного рынка и прозрачного механизма формирования справедливых, репрезентативных цен на товары, а также создание для участников торгов равных и справедливых условий торговли, - напоминает политолог Алексей Мухин.

Но на биржевом рынке моторного топлива сформировался пул компаний - трейдеров, скупающих более 80% топлива, выставляемого на торги. Такая значительная доля обусловлена наличием большого количества спекулятивных сделок, позволяющих недобросовестным участникам рынка влиять на ход торгов, стимулируя ажиотаж и рост биржевых цен. Доля таких сделок в ходе основной торговой сессии только за один день может достигать 40-50%. При этом ценовые всплески на бирже, стимулируемые спекулятивными операциями, транслируются по цепочке в мелкооптовый и розничный сегмент, оказывая крайне негативное влияние на рынок.

9e91bcec03848e03bc1579721b05b67e.jpg

На бирже действует некая группа лоббистов интересов независимых АЗС, знают и в курпных компаниях. Михаил Леонтьев, пресс-секретарь «Роснефти» говорит об этом так: «Все они лоббисты являются активными игроками местного рынка полумонополистами или монополистами, перекупщиками и трейдерами. И надо очень серьёзно посмотреть, как они реализуют закупаемое , потому что маржа эта получается в процессе накрутки между цепью аффилированных посредников».

И эти трейдеры просто наживаются на перепродаже – они не платят акцизы, не несут затраты на поддержание нормального качества топлива, у них нет никаких социальных обязательств ни по отношению к региону, ни по отношению к десяткам сотрудников, которые есть у крупных компаний. Михаил Леонтьев добавляет, что «при этом они нагло и абсолютно лживо шантажируют местную власть, а через неё федеральное правительство. Всё, чем они занимаются, как правило, оно некоторым образом подходит под определенную статью уголовного кодекса», -- говорит представитель системообразующей российской компании.


Есть несколько способов, которыми эти участники рынка получают свою сверхприбыль. Первый способ: партии многократно перепродаются, они первично покупают на бирже по фиксированной цене, установленной соглашением, нефтепродукты, то есть бензин и дизельное топливо для дальнейшей продажи. Потом они перепродают, причем перепродают во многих случаях сами себе по несколько раз. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС.

«Страдает население, страдают и вертикально интегрированные нефтяные компании», -- отмечает гендиректор «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев. Он поясняет, что после того, как вся проблема с неликвидностью бензинового рынка была переложена на плечи вертикально интегрированных компаний, в первую очередь, «Роснефти», конечно же нашлись люди и компании, которые вот эту самую прибыль утраченную решили присвоить себе. «Это, безусловно, не рыночный ход, это несправедливо и чрезвычайно неприятно нефтяным компаниям, потому что они оказываются заложниками очень сложной рыночной ситуации, они работают себе в убыток. В то же время компании-посредники, компании-реализаторы забирают на себя прибыль и ожидания потребителей, что цены будут расти. В результате получается ситуация, которую необходимо как-то решать. При этом Федеральная антимонопольная служба парадоксальным образом становится на сторону этих нехороших людей, скажем так», -- говорит аналитик.


Кричевский напоминает, почему вдруг крупные компании стали выносить в паблик настоящих виновников ситуации. «Несколько дней назад «Независимый топливный союз» создал комитет по чрезвычайной ситуации в отрасли. В открытом письме Владимиру Путину «союзники» сообщают, что в случае, если власти проигнорируют сложившуюся ситуацию и не инициируют реформу топливного рынка, они не исключают «возможность всероссийской забастовки независимых АЗС». Неизвестно, каков удельный вес «союзнических» заправок, но в целом независимые АЗС занимают, как считается, порядка 30 % топливного рынка», --говорит он.

При этом сам рынок независимых очень криминализован, непрозрачен и плохо подконтролен. Большие НПЗ, входящие в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, работают в строгом соответствии с установленными техрегламентами. К слову, и после, уже на стадии реализации, ВИНКи находятся под пристальным контролем теперь уже ФАС, зорко следящей за ценообразованием.

Но частники под такой контроль не попадают. Они гонят топливо на мини-заводиках по переработке нефти. И ладно бы из сырой (неучтенной) нефти. В качестве первоосновы нередко используются судовое маловязкое топливо, печной мазут, топливный «первач» и другие полуфабрикаты.
Следующие в цепочке – независимые нефтебазы, как правило, принадлежащие «подкожным» провластным предпринимателям или владельцам независимых сетей АЗС. Здесь незаконно улучшаются октановые характеристики, и в результате тонна официально приобретенного у ВИНКов «нормального» бензина (дизтоплива) по факту разрастается в три, пять, а то и десять раз. Остальное – дело техники, тем более, что в стране отсутствует сквозной контроль от нефтедобычи до реализации. Налоговики в состоянии проконтролировать только отдельные элементы, тот же НДС.
И масштабы огромны. «В отдельных регионах до 20 процентов добываемой нефти не учитывается и проходит мимо, что называется, кассы - за счёт приписок, недописок, неучёта, «чёрной» наличности и прочих логистических способов», -- говорит Кричевский.


Как правило, в этом теневом обороте всё контролируется весьма и весьма жёстко. Ну, достаточно сказать, что один и тот же «предприниматель», естественно, в кавычках «предприниматель», его, скорее, можно назвать «теневым олигархом», является собственником как мини-НПЗ, так и нескольких фирм-посредников, а также сети АЗС, что в наибольшей степени практикуется, ну, например, на Дальнем Востоке. Там на протяжении более чем, пожалуй, двадцати уже лет существуют целые цепочки теневых производителей нефтепродуктов и одновременно тех, кто их реализует. «При этом надо сказать, что, естественно, работа этих «нефтяных баронов» (или «бензиновых баронов») невозможна без тесной коррупционной поддержки со стороны налоговиков, со стороны других проверяющих организаций, включая, кстати говоря, первых лиц регионов, то есть губернаторов. Не зря же некоторые губернаторы обнаглели до того, что требуют буквально от ВИНКов снизить цены на производимый бензин, а цены контролирует, как известно, Федеральная антимонопольная служба, для того чтобы им было проще вместе со своими «партнёрами» по незаконному бензиновому обороту апеллировать своим неучтённым, контрафактным или суррогатным бензином», -- отмечает Кричевский.


Напоследок всего одна цифра. Пресечение неуплаты налогов и акцизов только с 30% продаваемого в России топлива принесет в бюджет не менее 600 млрд рублей. Больше, чем правительство планирует получить от повышения НДС со следующего года.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.