Top.Mail.Ru
Политика
Омская область
1

«Хотел войти в историю, но ему не удалось». Незакрытые гештальты губернатора Буркова

С момента приезда Александра Буркова прошло больше года. За это время он успел решить несколько наболевших вопросов, в частности, избрать мэра города и обновить команду регионального кабмина. Однако основные «болевые» вопросы по-прежнему не решены. В чем причина нерасторопности Буркова и сумеет ли он разобраться с регионом, на который он получил карт-бланш, – в материале «ФедералПресс».

«А воз и ныне там»: аэропорт, метро и гидроузел

«Облик города ждут большие перемены», – с такими словами выступали экс-губернаторы Леонид Полежаев и Виктор Назаров. Тогда говорили, что к 300-летнему юбилею Омск преобразится, а 44 объекта, запланированные в обширном списке, обязательно будут реализованы. Однако время шло, и их число сужалось по принципу воронки. В итоге к знаменательной дате один из основных объектов – Любинский проспект, исторический центр города, был доделан лишь частично, а крупные проекты – аэропорт, Красногорский гидроузел и метро – по большей части так и остались на бумаге, превратившись со временем в мемы.

Губернатор Александр Бурков, впервые ступив на омскую землю, заявил, что краеугольный вопрос – строительство аэропорта «Омск-Федоровка» – будет решен. Эти слова были подтверждены в январе 2018 года. «Готов акцентировать внимание на необходимости комплексного подхода в реализации масштабного проекта. Мне важно не просто начать строить взлетную полосу и здания, как это было раньше. Нужен оператор, который создаст концепцию возведения и дальнейшей эксплуатации данного объекта. Нужно строить новый аэропорт», – отмечал глава региона.

А вот на Красногорском гидроузле Бурков еще зимой поставил крест. «Я стучался в двери федерального министерства, мы его забросали письмами. Не должно быть иллюзий, не осилим мы проект на свои деньги. Строительство ради строительства мне не нужно. Вопрос стоит о том, заберет ли этот проект Москва», – сказал тогда Бурков, переложив тем самым проблему, которую порывался решить поначалу, на плечи федерального центра.

Непонятная ситуация до сих пор с омским метрополитеном, который региональные власти решились законсервировать. При этом Буркова не напугала угроза от Минстроя РФ: федеральное ведомство было готово подать в суд, поскольку самовольный отказ от метро может быть расценен как «неэффективное расходование средств федерального бюджета».

Политолог Инна Ветренко уверена, что обещания, которые глава региона давал по приезду в Омск, были слишком громкие и от них до сих пор веет популизмом.

«Нужно было все хорошенько просчитать. Считаю, что скороспелость и недальновидность его подвели. Бурков, конечно, хотел войти в историю как первый губернатор, который закроет этот пробел, но ему не удалось. Наступило 10 сентября, и проекты начали хлопаться один за другим. С Буркова теперь будет больше спрос, но пока похвастаться нечем, и воз и ныне там», – рассуждала Ветренко.

По ее мнению, хромает и кадровый вопрос. Поток из других регионов быстро иссяк на министре природных ресурсов и экологии Илье Лобове и Артеме Серове, который возглавил «12 канал». «Места в правительстве предлагались представителям крупных промышленных организаций, однако их руководители не хотят отпускать своих управленцев на должности министров. Зато Александр Бурков спешил с заявлениями. Публично-партийная среда, в которой некогда он крутился, дает о себе знать. Он легко дает обещание, которые потом не может выполнить», – отметила эксперт.

Экологию уговаривать бесполезно

Остается напряженной в Омской области и экологическая ситуация, несмотря на вложенные миллионы. Пережив кризис, когда концентрация этилмеркаптана в городе превысила допустимые нормы в 400 раз, омичи ждали от властей, что проблема будет решена.

В октябре прошлого года тогда еще врио главы региона Бурков обещал устранить недостатки и взялся за решение экологической атаки. Почти сразу произошла отставка министра природных ресурсов и экологии Александра Винокурова. Правда, его сменщик появился только в июне, когда Бурков подписал распоряжение о назначении министром Ильи Лобова, который ранее занимался аптекарским делом и проблемами жилищно-коммунального комплекса в Екатеринбурге.

Первые шаги Буркова были сделаны в верном направлении – по городу курсировала мобильная лаборатория экологического контроля центра оперативного реагирования, специалисты которой проверяют качество воздуха и реагируют на жалобы горожан. Кроме того, начались проверки на предприятиях. Однако, как отмечают многие эксперты, Бурков за два месяца не нашел конкретного выхода из ситуации.

Экологические проблемы нельзя закрыть, решая следствие, – уверен омский эколог Сергей Костарев. «Если где-то пахнет, бесполезно гонять воздух. Надо искать источник. Сейчас, как мне кажется, работа министерства экологии и природных ресурсов ведется на показ, непонятно, на что направлена. Много действий популистского характера, которые, может, и смотрятся хорошо, но экология не поддается уговорам, ее можно только охранять и защищать. Если вода грязная, она такой и останется», – заметил эколог.

Дураки и дороги...

Тема экологии не единственное бедствие для омичей. Состояние дорожного покрытия в некоторых районах города и области также оставляет желать лучшего. Особенно остро проблема стоит в частном секторе: получается ситуация, когда центральные магистрали опрятные и ухоженные, а во дворах все совсем плохо. Яркий пример – улица 25-Линии в Омске, где был проведен ремонт нынешним летом. Однако, по словам местных водителей, магистраль так и осталась «убитой, а большая часть ям так и осталась нетронутой». Накануне в соцсетях появился пост Анны Бордуковой, в котором девушка сообщила о «настоящем потопе на пересечении улиц 2-ая Северная и Тарская», который возник после «раскопок коммунальных служб».

Заместитель координатора омского отделения ЛДПР по идеологии и агитации Ярослав Дубинин уверен, что ремонт областных дорог по-прежнему оставляет желать лучшего. «Дороги в омской области – это вообще больной зуб, и можно буквально по пальцам пересчитать трассы, по которым вообще можно ездить. Большие проблемы на севере Омской области, это направления в сторону Муромцевского, Устишимского, Тарского районов и многие другие. Фактически там нет даже асфальта, а просто глина», – посетовал представитель ЛДПР.

Ярослав Дубинин отметил, что с городскими дорогами, за ремонтом которых наблюдали всем регионом, вопрос до сих пор не решен даже несмотря на то, что поднимался на федеральном уровне.

«Власть приводит в порядок лишь центральные магистрали, по которым возят федеральных чиновников, а стоит свернуть в сторону, люди вынуждены надевать сапоги. А ведь Омск – город-миллионник, где сосредоточены крупные предприятия, и такие вопросы не решаются. Недорабатывает в этом губернатор. Зато готов ободрать всех и каждого своим тарифом в 30 рублей в муниципальном транспорте», – с жаром рассказал политик.

«Собрали, украли и в тюрьму»

Ситуацией с долгостроями Александр Бурков начал заниматься с первых дней руководства областью, предпринимая все возможное, чтобы помочь людям. Правительство разработало «дорожную карту» по защите интересов дольщиков, и вроде механизм был запущен. Появилась возможность решать вопросы с ресурсными организациями о льготном подключении к сетям домов с высокой степенью строительной готовности, а с муниципальными властями – по благоустройству. В обществе заговорили о том, что дело сдвинулось с мертвой и точки и обманутым дольщикам, многие из которых живут на съемном жилье в ожидании чуда, можно собирать чемоданы и готовиться к заселению в квартиры.

«Мы должны четко видеть всю картину сегодня, а не так, как это было раньше: деньги собрали – украли – в тюрьму. Будем работать на опережение, упреждая возникновение проблем. Вместе с МВД и прокуратурой», – обещал в ноябре прошлого года глава региона.

Эксперты между тем заявляют, что проблема омских дольщиков одна из тяжелейших в стране, которая по-прежнему не решена. Как заявил депутат заксобрания Омской области от фракции КПРФ Константин Ткачев, на сегодня в городе 29 проблемных объектов, но результата по ним нет.

«Когда я проводил одиночный пикет у здания Минстроя РФ, то реакция оказалась мгновенной – состоялась встреча с замминистра федерального ведомства господином Стасишиным. Итог грустный – Омская область не подавала заявку на выделение федеральных земель для решения проблемы дольщиков! Почему не подавала? У нас дольщиков нет? Я убежден, что решить проблему омских дольщиков можно, и Буркову надо что-то делать, выработав определенный механизм с потенциальными спасателями. Говорить он умеет, но нужны реальные действия, а не слова», – уверен Ткачев.

Несмотря на красивые обещания в предвыборный период, после того как Александр Бурков стал губернатором Омской области, проблема дольщиков до сих пор висит мертвым грузом. Яркий тому пример – пикет дольщиков проблемного дома по улице 11-Ремесленная, которые уже много лет не могут получить ключи от своих квартир. «Губернатор пригласил людей к себе в кабинет и извинился. С одной стороны, это по-настоящему мужской поступок, но с другой – людям нужно где-то жить. Минстрой людей фактически обманывает, и это признал сам губернатор, извинившись за своих подчиненных. Спустя день в министерстве строительства и ЖКХ Омской области произошли кадровые перестановки, но пока вопрос с дольщиками остается открытым. Посмотрим, что будет дальше», – горестно посетовал депутат заксобрания.

«Давал обещания, до конца не понимая сути»

В том, что губернатора Буркова клонит в сторону популистских заявлений, нет ничего удивительного, высказал свое мнение директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков и напомнил прошлое главы Омской области: «Он выходец из «Справедливой России», а эта партия – полностью популистский проект. Кроме того, Бурков – аппаратчик и политтехнолог, а не вырос в управленческой, гражданской или военной среде».

По мнению Гращенкова, «Бурков, когда выполнял главную свою задачу – избраться губернатором, во многом оперировал заявлениями, почерпнутыми из «проблемной социологии», то есть наиболее актуальными запросами и проблемами от населения».

«Конечно, когда он строил планы относительно дорог, аэропортов, то ссылался на поддержку со стороны федерального центра, который обещал ему деньги и программы. Но многое меняется, экономический кризис и санкции бьют в первую очередь по экономике регионов – Минфин неохотно дает деньги, а губернаторы не умеют их выбивать. Так что Бурков стал заложником федеральной политики и теперь, чтобы не прослыть популистом, он должен придумать свой метод выбивания денег из Москвы. Вопрос – нужно ли ему это? В конце концов, обвинять можно сколько угодно, никто не отправит избранного губернатора в отставку», – поделился размышлениями политолог.

В Омске «популизм Буркова» видят немного по-другому. Политический консультант Вадим Березиков уверен, что губернатор давал обещания, до конца не понимая сути проблемы. «Если не раскачивать ситуацию вокруг невыполненных обещаний, то, вероятно, они со временем забудутся. Вот и приходится латать тот самый тришкин кафтан. Вероятно, благое обещание было, а потом – как в известном анекдоте: «Ну не шмогла я». Буркову надо быть осторожнее в своих высказываниях, особенно в электорате, поскольку оппоненты в случае чего обязательно вспомнят. Это политика», – заключил Березиков.

Фото: РИА «Новости» / Рамиль Ситдиков.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.