Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

Святая музыкальная инквизиция. Как происходила эволюция «запрещенки» в России и мире

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

В последнее время внимание общественности приковано к обстановке на отечественном музыкальном фронте. Истории со срывами концертов группы IC3PEAK и Хаски заставили часть общества говорить о гонениях и цензуре, о том, что это типично для современной России. Якобы такое существует только здесь и сейчас. Но так ли это на самом деле? Редакция «ФедералПресс» собрала часть примеров из истории разных стран и эпох, чтобы понять – все это было, есть и будет.

Советское – значит лучшее?

Ни для кого не секрет, что в советское время пристальное внимание уделялось идейности. И часть современных на тот момент коллективов позволяла себе высказывания, бросавшие тень на действующий режим.

«Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных советских рок-групп, а также факт радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считается необходимым запретить проигрывание в Москве магнитофонных записей самодеятельных рок-групп, в творчестве которых допускается искажение советской действительности и пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения», – вот такие строки есть в рекомендациях для проверки студий звукозаписи и дискотек в опубликованном 1 октября 1984 года Всесоюзным научно-методическим центром при Министерстве культуры СССР документе.


Список зарубежных и отечественных групп, попавших под советскую цензуру, достаточно объемный, но часть из них получила отдельные пояснения.

«AС/DС. Некоторые критики утверждают, что название расшифровывается как «Антихрист» («Дитя дьявола»). В прошлом школьные хулиганы, братья Янги перенесли этот имидж на сцену. Тексты их песен бывают грубы и двусмысленны. Группа отличается склонностью к пьяным дебошам. В феврале 1980 г. песня «Снова в черном» стала гимном нацистской партии Америки. Во многих песнях группы содержатся постоянные ссылки на деяния сатаны, восхваляется черная магия, смакуется беспомощность человека перед некими сверхъестественными силами, право сильных чинить самосуд», – было указано в обосновании запрета.

«Айрон Мэйден», по мнению советских экспертов, используют загробные, библейские ассоциации. «Джудаст Прист» был удостоен формулировки «пропагандирование «эмоционального фашизма». В репертуаре «Коргиса» вообще была найдена антисоветская пропаганда (песня «Молодая и русская»). «Металлика», «Мэноуор», «Принс» (помесь порнографии, аполитичности и даже пропаганды ядерной войны), «Ю Ту» (название американскою военного самолета, пропагандирует милитаризм, антисоветизм).

«Оттаван» – антикоммунизм; «Би-52» – насилие, милитаризм; «Блонди» – насилие; «Ван Хэйлен» – антисоветизм; «Депеш Мод» – аполитичность; «Донна Саммер» – эротизм; «Калчер Клаб» – гомосексуализм, аполитичность, анти-культура; Мадонна – секс; Майкл Джексон – аполитичность, ужасы; «Мэднесс» – насилие; «Метли Крю» – насилие; «Моторхэд» – моральная распущенность; «Hазарет» – насилие, садизм, религиозное мракобесие; «Пинк Флойд» – извращение внешней политики СССР; Род Стюарт – эротизм, «Скорпионс» – насилие» – вот краткий список причин, по которым в советские времена шло ограничение на распространение музыки того или иного исполнителя.

При этом не стоит воспринимать это в качестве борьбы с зарубежными исполнителями с целью продвинуть своих, отечественных. Так, был список групп, «своей деятельностью наносящих вред идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодежи». Москва: «Потерянное поколение», «Альфа», «Примус», Ю. Лоза, «Крематорий», «Проспект», «Центр», «ДК» и другие (всего 17 групп). Ленинград: «Пикник», «Автоматические удовлетворители», Ю. Морозов, «Трубный глас», «Зоопарк», «Люцифер» и другие (всего 19 групп). Свердловск: «Урфин Джюс», «Трек» и другие (всего 5 групп) – часть запрещенных групп во времена СССР. В списке были творческие коллективы практически из каждого города.

Было и описание того, почему некоторым коллективам не место на советской эстраде: «эти коллективы созданы стихийно, многие уклоняются от регистрации и аттестации, некоторые их участники – от общественно-трудовой деятельности, пренебрегают правилами социалистического общежития. Слепо подражая западной моде, их участники нередко появляются перед зрителем в неопрятном виде, небрежно и вызывающе одетыми, ведут себя на сцене развязно, аморально. Их музыка характеризуется нарочитым примитивизмом, формированием звука и шумовыми эффектами, многие тексты – отсутствием серьезных мыслей и целей, чувств, откровенной пошлостью и вульгарностью, а порой и аполитичностью».

Понятно, что не все граждане были согласны с такой политикой правительства. Они все равно слушали «запрещенку», но не публично, а собираясь дома ограниченным кругом лиц.

На Западе такого не было, нет и не будет?

Именно такую позицию занимает часть общественности, активно говорящая про репрессии, которым подвергаются современные российские исполнители. Можно привести несколько примеров, которые помогу опровергнуть такое суждение.

Например, Мэрилину Мэнсону запретили выступать в штате Вирджиния, США. Причина, по мнению местных властей, более чем очевидна – песни побуждают к убийствам и изнасилованиям. Пластинки The Beatles в одно время демонстративно и публично сжигали. Это началось после того, как Джон Леннон заявил, что группа популярнее Иисуса Христа. А Элвиса Пресли снимали только выше пояса, потому что не хотели показывать его танцевальные движения бедрами.

Это всего лишь несколько примеров того, как и почему в западных странах ограничивали выступления, а некоторые исполнители и вовсе подвергались гонениям. Это, конечно же, менялось с течением времени, на это влиял прогресс и изменение сознания. Зачастую эволюция цензуры была связана с режимом, который был в стране. Например, в нацистской Германии шла борьба с джазом, который считался проявлением американского декаданса, ассоциировался с «музыкой негров». Его полностью запретили на радио.

Как и СССР, в Германии также находили возможность слушать определенные композиции непублично. Сложно представить, что во времена процветания нацизма дадут спокойно слушать или транслировать Joseph Joseph, который тогда был хитом, но композиция была написана на основе еврейской национальной песни.

Позже, в 90-е годы, позиция Запада хоть и поменялась, но вектор остался неизменен. Так, война в Персидском заливе привела к тому, что под запрет попали композиции Walk Like Egyptian группы The Bangles, Boom Bang a Bang певицы Лулу, Atomic группы Blondie и Waterloo шведского коллектива ABBA.

Есть и современные примеры. В декабре этого года в США радиостанция удалила из рождественского плейлиста классическую песню Baby It’s Cold Outside, можно сказать, традиционный праздничный хит. Причиной для такого решения стало мнение слушателей, которые посчитали, что композиция противоречит концепции #MeToo (хештег, который мгновенно прижился в социальных сетях в конце 2017 года после обвинения Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах). Возвращаясь к композиции Baby It’s Cold Outside, можно отметить сюжет произведения, где главный герой уговаривает девушку не ехать домой, а остаться с ним. По мнению слушателей, именно этот факт пропагандирует насилие.

Современная Россия с тоталитарным режимом?

Понятно, что сейчас такой пропаганды, как при советском режиме, нет, да и, наверное, уже не может быть. Но тогда откуда берутся ограничения?

Ряд экспертов сходится во мнении, что так называемая цензура меняется вместе с законодательством. Это можно отследить и на примере песен – раньше искали политическую подоплеку, сейчас смотрят на пропаганду наркотических средств, суицидов, разжигание межнациональной розни. Есть в России запрет на пропаганду гомосексуальных отношений, использование грубой нецензурной брани.

Например, возвращаясь к задержанию Хаски в Краснодаре, мало кому понравится увидеть человека, прыгающего на крыше вашего автомобиля, каким бы талантливым он не был. Юристы отмечают и процессуальную часть происходящего. Так, поступило заявление о том, что в текстах исполнителя есть идеи и слова, нарушающие действующее законодательство России. Прокуратура, как надзорный орган, проводит проверку, где финальное решение будет за экспертом-лингвистом, который сделает выводы о наличии или отсутствии запрещенных формулировок.

Если сравнивать с советскими временами, то стало значительно меньше цензуры. Если раньше за квартирник могли наказать по линии партии, то теперь ограничение на некоторых исполнителей стоит только в случае публичных выступлений. Согласны с этим и представители отечественной эстрады, отмечающие нарушение законодательства в творчестве своих коллег. Например, продюсер Иосиф Пригожин обратил внимание на то, что использование грубой нецензурной брани в публичных местах запрещено. Он достаточно резко прокомментировал творчество Сергея Шнурова и возможное наказание за него в виде штрафа от 10 миллионов рублей.

Подводя итоги, можно задаться всего одним вопросом. Можно ли считать запрет пропаганды наркотических средств или призывы к убийству на почве расовой нетерпимости цензурой?

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.