Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Герои русской культуры в прочтении уральских камнерезов. Уникальная частная коллекция собирает аншлаги в музее Екатеринбурга

В стенах Екатеринбургского музея изобразительных искусств экспонируется уникальная выставка скульптуры, выполненной в технике объемной мозаики. Двадцать три произведения крупнейших екатеринбургских камнерезных мастерских созданы в последние десять лет. Выставка под названием «Герои» представляет собой прочтение образов русской литературы, истории и даже живописи, воплощенное в скульптуре из полудрагоценного и поделочного камня. Именно мастера-камнерезы в свое время прославили Урал – стали тем самым узнаваемым во всем мире брендом, который востребован и сегодня. О том, как традиционное искусство остается актуальным и как ручной труд может поражать воображение, – в материале «ФедералПресс».

Невероятно сложная работа

Экспозиция «Героев» занимает два зала, однако рассматривать небольшие, кабинетного формата скульптуры можно часами. Каждое произведение состоит из сотен филигранных деталей, способных поразить воображение самого взыскательного зрителя. Екатеринбургских камнерезов отличает особое внимание к фактуре поверхности камня – мастера не упускают ни одного нюанса, создавая из камня локоны волос, передавая тепло и матовость человеческой кожи, превращая малахит в зеленую траву, а агат – в шелковые складки одежды персонажей.

«Это невероятно затратная работа и очень сложный процесс производства. Над каждым произведением месяцами трудится не один и не два человека, а целая мастерская», – поясняет куратор выставки Людмила Будрина. Первое, что возникает, – это концепция, в основе которой может быть произведение живописи или графики, какое-то впечатление от скульптуры. В рамках заданной идеи делается объемный эскиз – скульптор создает прототип, который согласует с художественным руководителем и заказчиком.

После этого из материала, похожего на пластилин, изготавливается полноразмерная модель. Эталоном же для будущего произведения становится точная копия этой скульптуры, но сделанная уже из гипса или пластикрита (акриловой смолы – прим. ред.). А пластилиновая версия разбирается на элементы, которые затем будут соответствовать разным камням и конструктивным деталям готовой скульптуры. Пожалуй, самый увлекательный процесс, по словам Людмилы Будриной, – это как раз подбор и распределение материалов.

«Это что-то вроде цветных кубиков конструктора «Лего», но у каждого свой рисунок, свой цвет, своя форма. Камень – живой материал, и мастер, который режет фрагмент, находится в процессе постоянного поиска и компромисса между заданной формой, общей идеей и поведением конкретного блока», – описывает сложности процесса искусствовед.

За умением идеально подобрать сотни и тысячи деталей – десятилетия совершенствования навыков и практики уральских мастеров. Авторы работ, представленных в экспозиции «Героев», работают в этой технике уже почти четверть века. Еще одна важная часть успеха – обработка огромного объема материалов. Чтобы изготовить скульптуру весом в сто килограммов, нужно обработать около тонны камня.

Опора для традиции

Именно сложность и ресурсоемкость работы в технике объемной мозаики изначально сделали этот вид искусства не массовым, а элитарным. Как рассказывает Людмила Будрина, первые примеры подобных скульптур появились еще у римлян. Позднее античные традиции получили свое развитие в придворной мастерской Медичи во Флоренции на рубеже XVI и XVII веков.

Третья волна популярности объемной мозаики в Европе пришлась на конец XIX века. В Россию эту технологию привез Карл Фаберже, который широкой общественности известен как создатель серии императорских пасхальных яиц, а историкам искусства – как великий компилятор, успешно заимствующий и применяющий самые разные идеи и технологии. Именно благодаря ему в 1908 году фигурки из объемной мозаики при активном участии уральских мастеров-камнерезов – выпускников Екатеринбургской промышленно-художественной школы – начинают создавать в России.

После революции в развитии технологии объемной мозаики в России наступила пауза. Но в 1944 году традиционный для Урала промысел получил новый толчок к развитию. Как рассказывает Людмила Будрина, все началось с выставки «Урал – кузница оружия», в экспозиции которой было представлено несколько фигурок в технике объемной мозаики, созданных в 1916 году Алексеем Денисовым-Уральским.

Почти одновременно с выставкой в Свердловске было организовано художественно-ремесленное училище, где начинается подготовка кадров для возрождающейся камнерезной отрасли. Уже в 1948 году в первой дипломной работе выпускников, по словам искусствоведа, появляются скульптуры, выполненные в технике объемной мозаики.

В постсоветские времена у камнерезов, работающих в столь уникальной и дорогостоящей технике, настали непростые времена. Однако взамен государства продолжать традицию стали промышленники. Выставка «Герои» – один из примеров такого сотрудничества. Все предметы ее экспозиции предоставил из своей коллекции генеральный директор компании «ФОРЭС» Сергей Шмотьев.

Герои: вчера и сегодня

«Наша экспозиция – в том числе история про героев, которые поддерживают уникальное ремесло – объемную мозаику. Благодаря чудесному сотрудничеству с коллекционером мы получили еще одну удивительную возможность – подарить горожанам лекционную программу с участием выдающихся экспертов по камню из разных стран мира», – рассказывает куратор экспозиции Людмила Будрина.

Кроме того, для всех детей устроители выставки подготовили в подарок альбомы-раскраски, повторяющие узоры скульптур экспозиции «Героев», а также названия камней, из которых фигуры созданы. «Этот альбом – возможность узнать и материал, и технологию. К тому же подарок остается у посетителей. Дети могут часами кружить возле витрин, пытаясь подобрать нужный камень…»

Однако аудитория выставки – люди всех возрастов. Даже в будние дни в залах не бывает пусто. По словам Людмилы Будриной, меньше чем за два месяца работы экспозиции благодарные посетители заполнили уже четыре книги отзывов. Впрочем, отмечает искусствовед, интересы и предпочтения у ценителей искусства мастеров-камнерезов разные.

«Зарубежным экскурсантам о том, что Урал – крупный центр камнерезного искусства, рассказывать приходится крайне редко. Как правило, ассоциация уже существует. Она возникла еще в XIX веке, когда русский камень вывозился на всемирные выставки, когда предметы из камня были распространены в качестве дипломатических даров. А выставка – возможность показать уровень этого мастерства, его масштабы и творческие возможности», – рассказывает искусствовед.

К слову, темы произведений в большинстве случаев – выбор коллекционера, заказчика. Итогом этого сотрудничества со студией камнерезного искусства «Святогор» стал, к примеру, образ великого русского полководца Суворова.

Особый экспонат коллекции – скульптура Демона, своеобразная версия известного персонажа полотна Врубеля. Работы же камнерезного дома Алексея Антонова, пожалуй, больше тяготеют к былинному историзму – как по тематике, так и по визуализации персонажей. Впрочем, несмотря на разность образов, экспонаты выставки объединяет искреннее уважение к русской истории и культуре. И к продолжению традиций екатеринбургских камнерезов, мастерство которых сделало Урал известным во всем мире.

Семейные впечатления

Как рассказали корреспонденту «ФедералПресс», в ближайшие полтора месяца побывать на выставке смогут и работники всех предприятий компании «ФОРЭС» и ее партнеров из Свердловской и Курганской областей. Первыми экспозицию в минувшие выходные посетили сотрудники ООО «Богдановичский керамзит», некоторые – вместе с семьями.

«Раньше особо в музеи и на выставки с семьей не ходили. Оказалось, зря. «Герои» нас впечатлили. Особенно сына Арсения. Он сфотографировал каждую скульптуру. От фигур устрашающих бравых воинов вообще не отходил. Дочка Лера после выставки очень заинтересовалась камнерезным искусством. Теперь штудирует интернет в поисках новой информации об этом ремесле. У меня есть хобби – я делаю украшения. Поэтому я счастлива, что так удачно посетила именно эту выставку, так как почерпнула для себя много нового, что пригодится мне в работе», – делится впечатлениями от поездки секретарь-кадровик предприятия Диана Пашнина.

Специалист «Богдановичского керамзита» по охране труда Константин Хорьков также не пожалел, что поехал на экскурсию всей семьей: «Очень рад, что на работе нам предложили посетить выставку «Герои». Недолго думая, взял жену и сына Данила и поехал любоваться произведениями уральских умельцев. Очень впечатлили скульптуры «Демон» и «Скифы». Выглядят, конечно, внушительно! Я раньше почти ничего и не знал о камнерезном искусстве Урала. Оказывается, столько талантливых мастеров у нас здесь живет. Прославляют родной край. Жене так понравилась выставка, что предлагает еще раз съездить, чтобы все внимательно посмотреть. Думаю, теперь будем ходить в музеи чаще. Хочется больше узнать об искусстве Урала».

Жители и гости столицы Среднего Урала также успеют увидеть уникальную экспозицию. Выставка «Герои» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открыта вплоть до 20 января.

Фото: ФедералПресс/Кирилл Дедюхин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.