горячие темы Смотреть Скрыть
Энергетика
Москва
25 декабря 2018, 11:18 0
Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков

Тепло, теплее, еще теплее. «Пермэнергосбыт» взял курс на диверсификацию и цифровизацию

Отпуск электроэнергии за десять месяцев вырос на 0,5 %
Отпуск электроэнергии за десять месяцев вырос на 0,5 %

Итогами работы гарантирующего поставщика электроэнергии в Пермском крае ПАО «Пермэнергосбыт» в уходящем году и планами развития компании в 2019 году поделился гендиректор предприятия Игорь Шершаков. Разнонаправленные тренды дали интересную картину с акцентом на позитив. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Стабильные показатели

Объемы отпуска электроэнергии в регионе – знаковый показатель для оценки состояния экономики края. В Прикамье ситуация стабильна, с небольшим ростом: за первые десять месяцев 2018 года «Пермэнергосбыт» по всем группам потребителей отпустил электроэнергии на полпроцента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Пусть разница невелика и находится в пределах статпогрешности, но на позитив настраивают +3,7 % отпуска в промышленном секторе и +0,6 % в сбыте населению.

42a01397c0400e8a00f2aeac66d28feb.jpg

Генеральный директор ПАО «Пермэнергосбыт» Игорь Шершаков

«Потребление будет падать, этот тренд очевиден, – считает гендиректор ПАО «Пермэнергосбыт» Игорь Шершаков. – Раньше годовой прирост по населению составлял 5–7 %. Сейчас отмечаем насыщение энергоемкости домохозяйств: кто мог купить полный набор бытовой техники, уже это сделал. Влияние роста жилого фонда на объем отпуска компенсируется применением энергосберегающих технологий в новых домах. Предприятия тоже начинают их внедрять: у этой категории много возможностей сократить энергозатраты. Таким образом можно прогнозировать незначительное снижение электропотребления уже в краткосрочной перспективе».

ec6c607f396d09cf21d49915e20ff5f6.jpg

В части дебиторской задолженности за электроэнергию ситуация тоже стабилизировалась. Крупных должников в промышленном секторе единицы; в основном это компании, находящиеся в процедуре банкротства, такие как Александровский машзавод и холдинг «Мотовилихинские заводы».

«Но у них есть активы, на которые кредиторы могут рассчитывать, – говорит Шершаков. – По бюджетным организациям рисков нет. С долгами населения сложнее. Есть группа должников, с которых просто нечего взять. Этот долг мы вынуждены признать безнадежным к взысканию даже при помощи судов и службы приставов. С другой стороны, абсолютное большинство населения демонстрирует рост платежной дисциплины, собираемость доходит до 98,5–99%».

cfa27fcfd07f19246043158684903744.jpg

Более дисциплинированно стали относиться к платежам за электроэнергию и промпредприятия. Предупреждение об отключении действует практически безотказно. Итог – единичные случаи просроченных авансовых платежей. Тяжелой в «Пермэнергосбыте» считают ситуацию с долгами за ЖКУ в депрессивных территориях, где собранных с населения денег порой не хватает даже на зарплаты персонала предприятий отрасли и аварийный ремонт сетей. Так, в Кизеле проблемы испытывают все ресурсоснабжающие компании (РСО). Без капитальных вложений в сети и скоординированной инвестиционной политики в таких случаях не обойтись, считает руководитель «Пермэнергосбыта». Причем участие в таких проектах вполне могут принимать и сами ресурсники, как это уже делает «Пермэнергосбыт» в Очере и Кунгуре.

Инвестиционная программа

С 2018 года «Пермэнергосбыт» фактически является единой теплоснабжающей организацией двух городов Прикамья – Очера и Кунгура. У руководства компании есть понимание, что на данном этапе речь идет не столько о бизнесе, сколько о социальной ответственности. С учетом состояния сетей, собираемости платежей и короткого временного отрезка между вхождением в проект и отопительным сезоном в ближайший год операционные убытки по этим двум городам ожидаются в размере 57 млн рублей, а кассовый разрыв может достичь 100 миллионов.

«Это «длинные» проекты, заниматься которыми мы намерены не один год, и такие финансовые показатели первого года заложены в бизнес-плане. Задача на текущий отопительный сезон – стабильное теплоснабжение, отсутствие долгов за поставленный газ, отладка системы биллинга, формирование инвестпрограмм, подготовка к заключению концессионных соглашений. На это уйдет следующий год, а в 2020 году мы рассмотрим возможность вхождения на тепловой рынок других территорий края», – прокомментировал Игорь Шершаков.

экспертное мнение
Олег Перцовский
28.06.2018, 11:48

«Проще всего сэкономить на освещении и отоплении»

Бизнес-план по Очеру и Кунгуру рассчитан нашесть с половиной лети подразумевает итоговый выход на безубыточность при условии сохранения текущей тарифной политики с предельным ростом тарифа в размере 3,5–4 % ежегодно. Ключевым условием для реализации проекта станет концессионное соглашение между властями муниципалитетов и компанией. Максимальная кредитная нагрузка по проекту к концу 2020 года достигнет 260 млн рублей. Для выхода на рентабельность компания считает необходимым довести сбор платежей до 94–95 %, и помочь в этом должна своя биллинговая сеть.

«Без своего биллинга заходить в тепловой бизнес смысла нет. Мы занимаем примерно четверть рынка таких расчетов Прикамья. Наше преимущество – опыт и развитая офисная сеть. Биллинг в ЖКХ мы считаем одним из перспективных направлений развития «Пермэнергосбыта». Безусловно, будем переходить на единую квитанцию по всем ресурсам, которые поставляем, в соответствии с федеральным трендом. В Кунгуре это уже сделано. Но у меня есть большие сомнения, что получится создать единый документ для расчетов со всеми поставщиками услуг ЖКХ. Сложная система сопровождения может сделать систему нерентабельной, а расщепление средств между получателями может стать источником конфликтов», – отметил Шершаков.

Курс на онлайн

Понимая значимость цифровизации, «Пермэнергосбыт» вместе с тем не спешит форсировать процесс сокращения офлайн-каналов работы с потребителями. За последний год открыты новые офисы в Березниках (микрорайон Любимов), Очере, Оханске и в Перми на улицах Ленина и Мира. Параллельно с этим идет внедрение новых программных продуктов и развитие удаленных каналов взаимодействия с потребителями. Конечная цель – к 2020 году сделать доступными в режиме онлайн 95 % услуг компании.

«Технологически мы готовы принимать показания приборов учета и платежи удаленно, но не всем клиентам такой формат комфортен. Старшее поколение предпочитает прийти в офис, чтобы привычно передать деньги из рук в руки. Мы всегда их примем, но в 2019 году активизируем работу по популяризации онлайн-сервисов, чтобы как можно больше клиентов взаимодействовало с компанией в удаленном формате», – говорит глава «Пермэнергосбыта».

de5efe70e99ea6c75a2551fa6df684a3.jpg

Офис ПАО «Пермэнергосбыт» в городе Очер Пермского края

В офисах компании будут работать промоутеры, которым поставят задачу научить клиентов пользоваться интернет-сервисами «Пермэнергосбыта». В этом начинании сбытовики ориентируются на успешную кампанию Сбербанка, которому удалось переломить тренд и добиться снижения посещений офисов. Необходимую базу «Пермэнергосбыт» уже создал в виде автоматизированного рабочего места, личного кабинета плательщика и системы обратной связи с использованием различных каналов, от колл-центра до аккаунтов в Viber, WhatsApp, Telegram. На будущий год запланированы создание мобильного приложения, автоматизация передачи показаний счетчиков через мессенджеры, получение через личный кабинет справок и выписок с ЭЦП.

Впереди лицензирование

С 1 июля 2020 года сбытовые компании смогут работать только при наличии лицензии. Таким образом на федеральном уровне решено исключить участие в рынке недобросовестных и неэффективных игроков, грозящее сбоями поставок электроэнергии. В отрасли до сих пор вспоминают миллиардные долги «Энергострима» пятилетней давности.

«Процедура получения лицензии Минэнерго по определению не может быть простой, – уверен Игорь Шершаков. – Сбытовые организации – кровеносная система электроэнергетики, по которой деньги «бегут» от клиентов через сети к генерациям. Многое из того, что я вам рассказал выше, компания делает как раз с прицелом на лицензирование. Мы войдем в эту процедуру в первой половине 2020 года, но, в принципе, мы уже сейчас соответствуем всем основным требованиям. Главное – у «Пермьэнергосбыта» есть эффективная структура, мы финансово устойчивы и понимаем, в каком направлении двигаться в ближайшую пятилетку с учетом интересов региона и прозвучавших федеральных законодательных инициатив».

Фото: Пермэнергосбыт

Сюжет по этой теме
14 декабря 2018, 08:37

Новогодняя лихорадка: ключевые события – 2018 и вызовы-2019

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Пермский край
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1