горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Краснодарский край
4 февраля 2019, 12:42 0
Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий

Машина – роскошь, а не средство передвижения. Россия обхитрила экономящих автомобилистов

автомобиль
Автомобилистов ждут изменения порядка регистрации автомобилей

В начале года вступил в силу ряд поправок, касающихся автомобилистов. Речь не только о том, что штрафы теперь будут пополнять региональные дорожные фонды. Регионы вновь подверглись разграничению по стоимости ОСАГО, планируется проведение либерализации страховых тарифов. При этом в правительстве озаботились и тем, чтобы собственники регистрировали железных коней только в регионе прописки, ряд экспертов считает, что это отчасти сделано для избежания экономии. В каких регионах автомобиль не средство передвижения, а роскошь разбирался «ФедералПресс».

Всему виной дороги и налоги

Каждый автомобилист платит дорожный налог, но далеко не все довольны качеством проезжих частей – раскрашиванием ям, самостоятельным ремонтом выбоин и прочим, – что достаточно часто приводит к протестным акциям. О разнице в подходе к ремонту дорог и о размерах дорожных фондов Юга России «ФедералПресс» писал ранее.

Так же, как и с бюджетами, налоговые ставки в зависимости от регионов на Юге России значительно разнятся. На представленной инфографике видно, что наибольшие послабления получил Крым, где стоимость одной лошадиной силы значительно меньше, чем у соседей по округу. Напомним, что, в сравнении с регионами, Крым получает больше всего дотаций в свою казну, за 2018 год безвозмездные поступления от бюджетов различных уровней составили 75 %.

Стоимость содержания мощного автомобиля, имеющего под капотом более 250 лошадиных сил, в Крыму сопоставима с машиной в 151–200 лошадей в Краснодарском крае. Стоит отметить, что указанный для Кубани тип транспортных средств достаточно популярен у среднего класса населения, в то время как крымский вариант ближе к дорогим или даже элитным автомобилям.

3657c66081506b9ec26ae0c4d263692f.jpg

Говоря о размере дорожного налога, нельзя не остановиться на регионах Северного Кавказа, где стоимость содержания автомобилей не только сопоставима с Крымом, а местами и вовсе ниже. Цена содержания автомобилей в регионах СКФО примерно одинакова, но, пожалуй, можно выделить Ингушетию, водителям которой могут позавидовать в Крыму.

Именно ингушские собственники автомобилей платят самый маленький налог на железного коня.

177d076b3caa4a90decd5424bf1822fc.jpg

Застрахуйся, если сможешь

Пожалуй, не существует региона, в котором жители не жаловались бы на качество страховых услуг. Где-то существует проблема с самими бланками, где-то с определением понижающего коэффициента, где-то с выплатами.

При этом стоимость страхового полиса колеблется даже внутри региона. Если в Краснодаре введенный коэффициента поднимает базовый тариф почти в два раза, то в ряде городов Кубани он является понижающим.

a5cab6a7b6801bbe95f766f6066619e5.jpg

Интереснее ситуация выглядит в СКФО, где стоимость обязательного страхования автомобилей значительно ниже из-за коэффициентов.

d2db9cef8a2667a60240a72660612e3a.jpg

Стоит отметить, что этой дифференцированной ценовой политикой на протяжении долгого времени пользовались автомобилисты. Они ехали в соседний город или регион, где ставили автомобили на учет, автоматически получая значительно меньшую ставку дорожного налога и стоимости полиса. К этой экономной схеме прибегали и предприниматели, работающие в сфере перевозок или же аренды транспортных средств.

По мнению ряда экспертов, правительство также обратило внимание на экономию автомобилистов, что привело к изменениям в законодательстве.

«После того, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать»

Как видно из представленной графики, экономия, особенно для мощных автомобилей, могла достигать весьма значительных сумм. Ряд профильных экспертов отметил: поправки ставят крест на возможности сэкономить, при этом причины, по мнению специалистов, правительством указываются вполне благие.

Уже с 4 августа 2019 года система постановки автомобилей на учет получит значительные изменения. Так, в ГИБДД хотят обязать автомобилистов регистрировать машины исходя из прописки собственника. Иными словами, в соответствии со штампом в паспорте.

Изменение прописано в проекте постановления правительства. Сама инициатива объясняется ее разработчиками необходимостью учета, анализа и прогнозирования развития субъектов, состояния дорожно-транспортной дисциплины и законности. Планируется, что постановление вступит в силу в один день с законом «О государственной регистрации транспортных средств».

«Присвоение государственных регистрационных номеров на транспортные средства осуществляется исходя из места регистрации владельца транспортного средства, в соответствии с которым код региона должен соответствовать коду региона России», – отмечается в постановлении.

Эксперты отмечают, что теперь автомобилисты ЮФО и СКФО будут обязаны соблюдать привязку к прописке, а значит, разница в стоимости содержания автомобиля будет более заметна, сэкономить не получится.

А как у них? Россия перенимает западный опыт

Отдельной инициативой, которая, вполне возможно, будет реализована уже в этом году, станет так называемая либерализация страховой индустрии. Суть в тарифах, которые получат более широкий коридор (как в плюс, так и в минус). Такая схема построения рынка не является оригинальной, применяется в ряде стран. Однако далеко не все примеры являются положительными, так как фактически регуляторами ценовой политики станут сами страховщики.

При принятии какого либо закона или поправок россияне сравнивают условия с другими странами, в том числе западными. Значительная часть Европы уже живет в условиях свободного тарифа ОСАГО. Исследовательский холдинг «Ромир» опросил международных экспертов по страхованию о том, как у них в странах проходили этапы либерализации обязательного страхования автомобилей и как это повлияло на цену полисов. Опрос показал, что в большинстве стран тарифы в результате их освобождения снизились на несколько десятков процентов.

Великобритания достаточно долго и сознательно избегала прямого регулирования страхового сектора, предпочитая оставлять надзор за акционерами и страхователями. Таким образом, сегодня каждая компания решает самостоятельно, какой тариф выставить конкретному водителю. Цена зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: опыт вождения, возраст водителя, марка автомобиля, опыт попадания в ДТП, регион проживания. При этом средняя стоимость страховых премий в Великобритании является одной из самых высоких.

В Германии тарифы снизились на 15 %, в Швейцарии – на 10 %, во Франции – на 5–10 %, в Хорватии – на 40 %, в Польше – на 15 %.

В этих странах работа на страховом рынке привела к тому, что страховщики начали конкурировать друг с другом по цене, в результате чего средняя стоимость полиса начала снижаться.

Также эксперты из Великобритании, Германии и Франции подчеркивают необходимость более дифференцированного подхода к расчету индивидуального тарифа для каждого водителя. В Германии, например, список коэффициентов был расширен до 30: регион проживания водителя; класс автомобиля; возраст водителя; его профессиональная занятость; число людей, использующих автомобиль, и т. д. Для сравнения, в России пока для расчета стоимости ОСАГО применяется всего восемь коэффициентов.

Наиболее успешный кейс либерализации тарифов принадлежит Швейцарии: цены для клиентов в результате освобождения тарифов снизились на 10 %, а страховые выплаты выросли. Тарифы формируют страховщики, но по правилам, установленным ASA (Швейцарская страховая ассоциация), есть и свобода ценообразования с возможностью предоставления скидок до определенного уровня.

Исключением является опыт Италии. Ввиду высокого уровня мошенничества со страховкой (он растет ежегодно), цены на автострахование в ней держатся на стабильно высоком уровне. Компании могут устанавливать собственные тарифы, но должны представлять их регулирующим органам на утверждение. При этом параметры чрезвычайно многообразны.

«Сегодня параметры настолько различаются в разных страховых компаниях, что они позволяют компании страховать только голубоглазых людей, потому что, согласно их статистике, голубоглазые люди менее подвержены несчастным случаям, чем люди с зелеными глазами», – поясняют итальянские эксперты.

Напомним, что первый этап либерализации тарифа в России предполагает расширение тарифного коридора на 20 % вверх и вниз. Второй этап – законодательные изменения: планируется отказаться от учета в расчете цены ОСАГО мощности машины и территории ее использования и расширить коридор еще на 40 % в обе стороны для установления тарифа.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, графика: ФедералПресс

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
СКФО ЮФО
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1