Top.Mail.Ru
Промышленность
Саратовская область
0

Взрывоопасная ситуация. Банкротство оставило завод боеприпасов в Саратове без охраны

Бывшее оборонное предприятие выставлено на продажу

Банкротство Саратовского завода приборных устройств (СЗПУ), который ранее контролировался «Ростехом», грозит серьезной проблемой. Судя по всему, не решен вопрос охраны бывшего стратегического объекта, который является источником ядовитых и взрывоопасных веществ. По данным местных СМИ, на одной из площадок завода хранятся боеприпасы и там уже как минимум один раз побывали злоумышленники. Подробнее о ситуации – в материале «ФедералПресс».

Взрывчатка без охраны

В ночь с 17 на 18 апреля на территорию бывшего оборонного завода в Елшанке (поселок на окраине Саратова), сломав замки, пробрались неизвестные. Злоумышленники похитили медные провода, однако на объекте было кое-что посерьезнее металлолома. Полицейские, которые прибыли по вызову, зафиксировали, что на площадке хранятся 18,9 тысячи боеприпасов, пишет со ссылкой на источники в правоохранительных органах ИА «СарБК».

Журналисты указывают, что во все помещения имелся свободный доступ, из-за чего ночные гости вполне могли наведаться и за взрывчаткой. О пропаже снарядов ничего не говорится. Указывается, что полицейские провели инвентаризацию боеприпасов, опломбировали помещение, кроме того, была выставлена круглосуточная охрана (судя по тому, что визит собирателей лома состоялся, ее на объекте не было).

Такая новость вызывает особую тревогу на фоне известий, пришедших из арбитражного суда Саратовской области. С августа прошлого года там рассматривали ходатайство конкурсного управляющего Валерия Ирадионова, который просил вырученные в ходе банкротства деньги направлять в первую очередь на охрану и на ликвидацию опасных веществ. 10 апреля арбитраж отказался удовлетворять требования управляющего.

Стратегический объект

СЗПУ ведет свою историю с 1941 года. Предприятие занималось выпуском боеприпасов. После развала Советского Союза с заказами начались проблемы. С горем пополам предприятие просуществовало до начала 2010-х годов. В 2011 году был подан иск о банкротстве.

Надежда на возрождение предприятия сохранялась до 2018 года. Сначала было отменено конкурсное производство. Потом разные структуры, занятые в гособоронзаказе, стали обещать погасить его долги. В качестве потенциальных спасителей выступали структуры «Ростеха» – НПО «Прибор» и НПК «Техмаш». Но год назад «Ростех» и Минпромторг вынесли окончательный вердикт – предприятие оказалось ненужным военно-промышленному комплексу, а его реорганизация или перепрофилирование признаны излишней роскошью. «ФедералПресс» ранее уже рассказывал об этой ситуации.

На данный момент банкротство предприятия дошло до стадии продажи имущества. Предприятие выставили на торги одним лотом стоимостью 644,5 млн рублей – оно включает главным образом две площадки: одну в центре города, другую на окраине, и оборудование.

Ни хранить, ни обезвредить

Управляющий в своем ходатайстве сообщил, что на предприятии имеется гальванический цех, работа которого связана с тяжелыми металлами и ядовитыми химикатами, кроме того, там хранятся взрывоопасные вещества и материалы. В частности, на работы по нейтрализации кислотно-щелочных, хромистых и цианистых ванн и уничтожение специзделий он предлагал направить 3,3 млн рублей, из которых 938 тысячи были бы потрачены на зарплату. По замыслу Ирадионова, этим должны были заниматься сами работники завода.

О каких-либо боеприпасах в ходатайстве не говорится. Суд заказал экспертизу, авторы которой сделали довольно неутешительные выводы. В частности, они указали, что 11 человек (видимо, такой штат предлагал задействовать управляющий) не смогут надлежащим образом охранять объекты завода. Кроме того, реализовать опасные субстанции или уничтожить их силами работников завода также невозможно, считают эксперты.

«Безопасное хранение вредных веществ (яды, кислоты, химикаты), тяжелых металлов, взрывоопасных веществ с просроченным сроком хранения на территории ОАО «СЗПУ» не представляется возможным», – цитируется заключение в решении суда.

Арбитраж счел, что управляющий не представил доказательства того, что хранение указанных веществ и изделий может привести к техногенной или экологической катастрофе. Суд сослался на отсутствие описи этого имущества и сведений о сроках его хранения. Решить судьбу опасного балласта ему предложили, обратившись в Росимущество.

Все стрелки на управляющего

В территориальном управлении Росимущества «ФедералПресс» сказали, что с началом конкурсного производства больше не отвечают за предприятие и за то, что на нем хранится. «Даже взыскивать что-то с этого имущества мы уже не можем. Никаких прав мы уже не можем заявлять, весь спрос с конкурсного управляющего», – ответили в ведомстве.

В «Ростехе» придерживаются такой же позиции. «В соответствии с положениями закона о несостоятельности (банкротстве) полномочия руководителя Саратовского завода приборных устройств и других его органов управления осуществляет конкурсный управляющий. В его ведении находится, в том числе, управление активами завода, включая вопросы обеспечения их сохранности», – ответил представитель госкорпорации. «ФедералПресс» направил запрос также в Минпромторг, на момент выхода публикации в ведомстве на него не ответили.

b965d7ae10ea06f5244fafd50d5d0a80.jpg

Сам Валерий Ирадионов оказался немногословен. В частности, он указал, что журналистов ввели в заблуждение насчет наличия боеприпасов на заводе. «Кто сказал, что там хранятся боеприпасы? Я уже в местных СМИ тоже сказал, что они не правы», – отметил он. Подробности ситуации и свои дальнейшие действия он обсуждать по телефону отказался. «Я очень осторожный человек, поэтому у нас с вами не получится разговора», – закончил беседу Ирадионов.

Управляющий партнер ГК «Рыков Групп» Иван Рыков признал, что в этой ситуации закон действительно возлагает всю ответственность за имущество завода на управляющего. По его словам, бессилие управляющих – одно из следствий их статуса, который в должной мере не закреплен на законодательном уровне.

«Причем за ненадлежащее исполнение данной функции арбитражного управляющего могут отстранить или даже взыскать возможные убытки. Однако на практике, как мы видим, суды в вопросе оплаты охраны имущества должника занимают разную позицию и не всегда идут навстречу арбитражному управляющему. И это притом, что, без сомнений, если на заводе случится ЧП, отвечать придется конкурсному управляющему», – сказал аналитик.

К сожалению, в истории с заводом пока больше вопросов, чем ответов. Каким образом на территории завода, если верить СМИ, могли оказаться боеприпасы, которые являются частью армейского вооружения? Почему государство в лице «Ростеха» и Минпромторга инициировало ликвидацию предприятия, предварительно не убедившись, что она не создаст экологической или террористической опасности? Какова судьба имущества, учитывая, что сам завод может в скором времени быть продан? «ФедералПресс» продолжит следить за ситуацией.

Фото: Евгений Трухачев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.