Top.Mail.Ru
Происшествия
Иркутская область
0

«Умышленные нарушения – это уже не просто халатность». Раскрыты новые детали дела министра лесхоза Приангарья

Вырубка в госзаказнике «Туколонь»
Вырубка в госзаказнике «Туколонь»

В Иркутске продолжается дискуссия вокруг ареста областного министра лесного комплекса Сергея Шеверды. Одни политики верят, что обвинения сфабрикованы, другие полагают, что Шеверда откровенно проворовался. Сам задержанный, которого обвиняют в превышении служебных полномочий при утверждении санрубок в госзаказнике, заявил, что предъявленные нарушения не входят в компетенции регионального министра. Так это или нет – читайте в материале «ФедералПресс».

«У нас не 1937 год»

6 июня 2019 года министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда был задержан сотрудниками ФСБ в Москве и этапирован обратно в свой регион. Шеверде предъявили обвинение в превышении должностных обязанностей с причинением особо крупного ущерба. Суд арестовал министра на два месяца в рамках уголовного дела о незаконном согласовании санитарных рубок, из-за которого госзаказник «Туколонь» лишился, по данным природоохранной прокуратуры, 116 гектаров здорового леса. По подсчетам ведомства, это нанесло ущерб примерно в 1 млрд рублей.

На судебном заседании Шеверда указал на некоторые несоответствия в материалах дела. Так, по его словам, тезис обвинения «министр писал заявление об отпуске, находясь в командировке, значит, скрывался от следствия» – недостоверная информация.

«Поскольку заявление об отпуске я писал 26 мая, будучи в Иркутске. На следующий день уехал в командировку в Москву, оставив заявление в Иркутске на подпись губернатору. Сергей Левченко вынес распоряжение не 26 мая, а позже. Распоряжения никогда не выносят день в день. Но прокурор считает, что я скрывался от следствия», – заявил о первом несоответствии Шеверда.

По поводу санитарной рубки министр заявил, что его полномочия как регионального министра не включают проверку обоснованности и достоверности актов лесопатологических исследований.

«Это полномочия департаментов Федерального агентства лесного хозяйства по СФО. Они проверили все акты и ход санитарных рубок. В случае обнаружения нарушений они бы выдали предписание, которое обязательно к исполнению и отменяло бы акт о рубках. Такого сделано не было. О каких недостоверных сведениях я должен был знать?» – заявил министр.

Против Сергея Шеверды дал показания его заместитель Алексей Туги, который был арестован еще в июне прошлого года. На очной ставке министра с замминистра Туги говорил об угрозах и насилии во время следствия.

«Судя по протоколам допроса, которых нет в деле, потому что они, видимо, неудобны следователю, по показаниям Туги, он на меня показал. У нас с ним прошла очная ставка, которая зафиксирована в письменном виде. Туги упоминал, что к нему применяли насилие, угрожали побоями. Его заставили оговорить себя и меня. Получается, если я арестован, значит, виновен. У нас не 1937 год, у нас правовое государство. Прошу изменить мне меру пресечения: я неопасен для общества», – заявил министр.

Иркутский юрист, известный своей правозащитной деятельностью, Дмитрий Дмитриев заявил обозревателю «ФедералПресс» о том, что в открытых источниках доказательств виновности министра он не нашел.

«Из той информации, которая озвучена в СМИ, следует, что он совершил превышение полномочий путем бездействия и не принял мер по расторжению договора аренды леса с целью санитарных рубок. Если министр это решение утверждал на основании экспертизы, показавшей необходимость таких рубок, то в чем он сам виноват? Еще несколько месяцев назад руководство федерального Рослесхоза приводило в пример Иркутскую область, ссылаясь на ее успешный опыт по борьбе с незаконными рубками. Произошло это благодаря внедрению системы маркировки древесины, которую арестованный министр начал внедрять с 2017 года. То есть снизил количество незаконных рубок, а доходы от лесной отрасли поднял в 7 раз. Он самый эффективный министр страны. Объективных сведений о противоположном я не встречал. Только грязь и слухи», – утверждал Дмитриев.

«Шеверда нас игнорировал»

В департаменте лесного хозяйства по СФО обозревателю «ФедералПресс» сообщили, что готовы предоставить свидетельства нарушений со стороны министра Шеверды. По словам начальника отдела охраны и защиты лесов Геннадия Долгушина, в региональном минлесе никак не отреагировали на прямые требования остановить вырубку из-за выявленных нарушений.

«Шеверда лукавит в своих заявлениях. Полномочиями на размещение госзаказа на исполнение лесопатологического обследования (ЛПО) обладает именно министерство лесного комплекса области. Министерство либо делает ЛПО само, либо размещает заказ. В данном случае эту работу проводил областной центр защиты леса. Только после приема контрактной работы специалистами минлеса утверждается акт ЛПО – руководителем или его заместителем. И те, кто подписывает этот акт, несут персональную ответственность за действия тех, кто обследования выполнял», – сообщил Долгушин.

По информации от департамента, в госзаказнике в итоге вырубили даже больше, чем было указано в акте лесопатологического обследования.

«Если бы они рубили только согласно акту, там бы не было сплошной рубки. Изначально Гринпис из своих источников узнал о нарушениях, и мы на этом основании организовали проверку. Было установлено, что вырубили намного больше разрешенного по бумаге, не говоря уже о нарушениях в самом разрешении этих санрубок», – пояснил специалист.

С его слов, как только были обнаружены нарушения, то сразу Шеверде ушло письмо с требованием об отмене договора продажи древесины и немедленной остановке рубки леса в госзаказнике «Туколонь».

«В том же письме мы требовали отмены отвода этого участка и наказания лиц, которые обеспечили предоставление недостоверных сведений в акте ЛПО. Уже после того, как Сергей Шеверда никак на наше письмо не отреагировал, мы направили все материалы нашей проверки в межрегиональную природоохранную прокуратуру», – рассказал Долгушин.

Обозревателю «ФедералПресс» удалось ознакомиться с копией письма, датированного февралем 2018 года, на имя министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды, в котором сообщается о выездной проверке департамента в кварталах № 275, 276 и 302 Карамского лесничества в Казачинско-Ленском районе по 4 актам ЛПО на «соответствие и обоснованность назначения санитарно-оздоровительных мероприятий». Среди итогов проверки департамент указывает проведение сплошной рубки, которая не была согласована со службой по охране и использованию животного мира Иркутской области, а также рубку здорового леса: к примеру, на одном из участков в 23 тыс. кубометрах заготовленной в штабеля древесины специалисты обнаружили 22 тыс. кубометров здоровой древесины – и только 856 кубометров древесины, или 3,7 % от общего объема заготовки, оказались древесиной дровяной. При этом единичные сухостойные деревья самой низкой 6-й категории рубщики в лесосеке оставили, хотя именно их рубку и предусматривают санитарные мероприятия. Кроме того, согласно письму Шеверде, выездная проверка департамента выявила, что под санрубку были отведены участки здорового леса. В конце письма за подписью начальника департамента Гришина Рослесхоз требует расторгнуть договоры, заключенные с Казачинско-Ленским лесхозом на сплошную санитарную рубку, и выяснить, кто из чиновников допустил коммерческую рубку в госзаказнике. Также от минлеса потребовали за 2 месяца перевести земли лесфонда заказника из категории эксплуатационных в защитные.

По мнению юриста Дмитриева, эти данные «полностью меняют дело».

«Если учесть, что минлес никак не отреагировал на письмо департамента лесхоза с требованиями прекратить рубку, уже можно говорить об умышленности нарушения. Это уже нельзя квалифицировать как просто халатность», – резюмировал юрист.

Бич региона

На сегодняшний день правительство Иркутской области по-прежнему считает задержание министра незаконным. По данным пресс-службы, рубка в госзаказнике «Туколонь» была законной, а задержание Шеверды связано с результатами его эффективной работы против незаконных рубок леса в Приангарье. На недавней сессии заксобрания губернатор Сергей Левченко объявил, что найдет того, кто «мешает проведению рубки в «Туколони».

«Правительство региона и губернатор обеспокоены ситуацией с задержанием министра лесного комплекса Сергея Шеверды, которого обвиняют в превышении должностных полномочий. Санитарные рубки в «Туколони» проводились после получения всех необходимых разрешений, на основании федерального законодательства и нормативно-правовых актов Рослесхоза. Арбитражный суд Иркутской области отказался признавать рубку незаконной», – рассказала начальник пресс-службы Ирина Алашкевич.

25 июня губернатор Левченко направил обращение уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой и региональному омбудсмену Виктору Игнатенко с просьбой вмешаться в разбирательство по санитарным рубкам в «Туколони».

«Предъявленное обвинение противоречит фактическим обстоятельствам, так как обоснованность и законность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной рубки лесных насаждений в заказнике «Туколонь» объективно подтверждается всеми имеющимися документами. Назначение санитарной рубки основывалось на предписании федерального бюджетного учреждения «Рослесозащита» и, самое главное, на законодательстве РФ», – заявил губернатор.

В департаменте не смогли прокомментировать позицию регионального правительства, однако отметили, что со стороны областного министерства выявлены бесспорные нарушения, которые очевидны даже без выездной проверки, – так, в актах, которые принимал министр Шеверда, была зафиксирована попытка утаить важные сведения об особом статусе лесов госзаказника.

«Самый очевидный аргумент в умышленности выявленных нарушений – в акте ЛПО не было указано, что санрубки разрешены на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения. То есть ведомство Шеверды фактически скрыло от нас эту важную информацию, выставив этот документ на сайте», – отметил Долгушин.

Примечательно, что в этом же месяце к министерству лесного комплекса Иркутской области поступили похожие требования от братского природоохранного прокурора об определении границ и месторасположения защитных земель Братского, Падунского, Балаганского и Усть-Удинского лесничеств.

«Действительно, после создания госзаказников в области региональные чиновники не перевели леса на их территории в категорию защитных и оставили эксплуатационными. Это несоотвествие часто использовали для того, чтобы разрешить рубку леса в госзаказниках и других особо охраняемых природных территория», – сообщила обозревателю «ФедералПресс» старший помощник прокурора по правовому обеспечению, взаимодействию со СМИ Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Наталья Рягузова.

По информации от Рягузовой, все леса заказников изначально должны быть защитными, однако в Приангарье они долгое время оставались в категории эксплуатационных, поскольку категорирование лесов проводилось до создания заказников. В лесах эксплуатационной категории по закону заготовку древесины проводить разрешается, а в госзаказниках это запрещено.

«Это несоответствие произошло оттого, чточиновники не приняли акты об автоматическом переводе категорий лесов госзаказников в защитные. На сегодня это несоответствие устранено – Рослесхоз подписал приказ о том, что все леса заказников защитные. Но даже на период действия этого юридического казуса нельзя было вырубать леса в госзаказнике – в этом случае чиновники как минимум виновны в бездействии, так как не привели категории лесов в соответствие», –резюмировалаРягузова.

Фото:Байкальская природоохранная прокуратура

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.