Top.Mail.Ru
Общество
Республика Саха (Якутия)
1

Увольнения, скандалы, кадровые чистки. Работники «Аэропортов Севера» просят помощи у президента и губернатора

ФКП «Аэропорты Севера» объединяют 31 аэропорт Якутии и Магаданской области
ФКП «Аэропорты Севера» объединяют 31 аэропорт Якутии и Магаданской области

В минувшее воскресенье в Якутске прошел крупный митинг бывших и работающих сотрудников федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Севера». Участники акции заявили о самоуправстве начальства, по их мнению, безосновательных увольнениях и сокращениях, а также ненормированной нагрузке. Что происходит в компании, которая регулирует работу десятков дальневосточных аэропортов, и что ждет авиаперевозки на Дальнем Востоке – в материале «ФедералПресс».

Работаю за шестерых

Прошедший митинг стал кульминацией затяжного конфликта в компании, объединяющей 31 аэропорт Якутии и Магаданской области. Создали «Аэропорты Севера» еще в 2007 году по поручениюправительства России. Предполагалось, что предприятие поможет регулировать работу аэропортов, раскиданных по двум регионам. Для северных регионов Дальнего Востока это действительно важный вопрос. Сложные климатические условия и рельеф в Якутии и Магаданской области делают авиасообщение одним из самых важных средств передвижения.

Однако несколько лет назад в компании начались проблемы. Как рассказал «ФедералПресс» организатор митинга, инспектор службы безопасности якутского аэропорта Маган Иван Отяковский, кризис начался после смены руководства. В 2015 году ФКП «Аэропорты Севера» возглавил Вадим Волков, рекомендованный на этот пост чиновниками из Росавиации. Вскоре после этого прошла первая волна кадровых перестановок, сокращений и увольнений.

По словам Ивана Отяковского, на место уволенных опытных сотрудников стали приходить знакомые руководителей ФКП, многие из которых никогда не работали в авиации. В компании началась нехватка кадров, и нагрузка на рядовых сотрудников возросла.

«Для примера – у нас обязанности трех водителей выполняет один человек. Мне приходится выполнять работу шести человек. А ведь речь идет о безопасности аэропортов! Под моей охраной находится сразу два объекта. С одного из них я не должен отлучаться в принципе, так как это нарушение техники безопасности. Не хватает диспетчеров. С водителями вообще беда. Однажды это стало причиной серьезной неприятности. Наш сотрудник должен был одновременно заправить машину, пересесть на другое авто и забрать пассажиров, которые только что приземлились. В итоге людям пришлось долго стоять на морозе, пока все это произошло», – рассказал он.

Одиннадцать лет насмарку

Под горячую руку начальства попали даже две одинокие многодетные матери – женщин, по их словам, попросту заставляли уволиться. Корреспонденту «ФедералПресс» удалось пообщаться с одной из них – Ольгой Малюговой. Она работала диспетчером в аэропорту Маган.

«В декабре прошлого года меня стали уговаривать написать заявление об увольнении по собственному желанию. Я не стала этого делать, сказала: «Давайте вы официально меня сократите, чтобы все по закону было». Начальство, скажем так, разозлилось. Руководитель аэропорта Никита Павлов стал на меня кричать, грубил. Кроме того, мне выписали минимальную премию – меньше тысячи рублей. Хотя я должна была получить премиальные наравне с остальными работниками. У нас ее размер составляет от 5 до 20 тысяч», – пояснила она.

Ситуация с увольнением Малюговой вызвала возмущение других работников Магана. Разнос, который учинил женщине Никита Павлов, слышали многие – начальник аэропорта говорил на очень повышенных тонах. При этом Ольга работала в «Аэропортах Севера» 11 лет, с самого основания. После увольнения ее место так никто и не занял.

Подобные случаи, по словам сотрудников компании, отнюдь не единичные. Все это привело к тому, что качество работы якутских и магаданских аэропортов сильно упало. Речь идет не только о качестве обслуживания, но и о банальной безопасности. Аэропорт Маган, например, находится рядом со школой, и на местном складе горюче-смазочных материалов уже несколько раз ловили местных учеников. У ребят, к счастью, не было никаких противозаконных намерений, но при другом раскладе последствия стали бы самыми плачевными.

В то же время после начала кадровых чисток странным образом выросли расходы на содержание аэропортов, а также на зарплаты руководства. Как отметил Иван Отяковский, оставшимся работникам ФКП много раз обещали увеличить оклад, но так этого и не сделали, а руководство стабильно выписывает себе внушительные премии.

«Пока не произошло ЧП, подвижек не будет»

Изменить ситуацию работники «Аэропортов Севера» решили с помощью митинга. После акции они направили обращение к губернатору Якутии Айсену Николаеву с тем, чтобы он разобрался в ситуации и навел порядок. Однако до сих пор никакой официальной реакции не было. В пресс-службе правительства республики рассказали, что обращение уже передали специалистам.

«Сейчас полученную информацию обрабатывают. Не исключено, что пройдет проверка. Однако я хочу отметить, что в 2017 году жители Якутии уже обращались с такой же проблемой к правительству республики и к президенту Владимиру Путину. Мы после этого проводили проверку, которая показала: на тот момент никаких серьезных проблем в «Аэропортах Севера» не наблюдалось», – рассказала начальник пресс-службы губернатора Ирина Ефимова.

Между тем эксперты слабо верят в то, что ситуацию вообще станет кто-то менять. Политолог Илдус Ярулин считает, что до тех пор, пока проблемы в якутской авиации не приведут к какому-нибудь ЧП, на них не будут обращать внимания.

«Есть такая поговорка: у семи нянек дитя без глазу. С якутскими аэропортами происходит ровно то же самое. За их работу и развитие отвечает огромное количество чиновников и ведомств – как местных, так и федеральных. В российских условиях это означает одно: пока внешне все выглядит хорошо, никто ничего не предпримет. Но даже при печальном развитии событий не факт, что все изменится кардинальным образом. Если из-за неправильного руководства в «Аэропортах Севера» что-то случится – быстро найдут виноватого, он сядет по статье. А анализом ситуации, приведшей к ЧП, вряд ли кто-то займется», – считает он.

О том, что ситуация вряд ли разрешится мирным образом, открыто говорят и на самом предприятии. По мнению председателя профсоюзной организации «Аэропортов Севера» Юрия Невзорова, сдвинуть все с мертвой точки может только очередное столкновение местных элит.

«До Вадима Волкова «Аэропортами Севера» руководил Павел Халин. Его обвинили в мошенничестве и крупной растрате. Настоящие причины там лежат немного глубже: Халин сам заявлял о политических интригах, связанных с его арестом. Речь шла о банальной дележке сфер влияния. Сейчас повторение подобного конфликта – наверное, единственный вариант каких-то изменений в авиационной сфере Якутии», – отметил Невзоров.

Какова вероятность развития такого сценария, сейчас трудно сказать. Очевидно, Вадим Волков сделает все, чтобы не повторить судьбу предшественника. Однако ситуация складывается действительно парадоксальная: люди надеются не на стабильность, а на какое-то ЧП или скандал. Даже эксперты говорят: в противном случае на проблемы аэропортов вряд ли обратят внимание. Думается, это действительно свидетельствует о серьезных проблемах. Решить этот кризис, по мнению Илдуса Ярулина, можно с помощью грамотных кадровых перестановок.

«Нужно найти человека, который будет принимать меры по развитию отрасли, который будет заинтересован в решении проблем. Для этого нужна, в том числе, воля федеральных властей», – считает эксперт.

Редакция «ФедералПресс» направила руководству ФКП запрос, чтобы оно прояснило ситуацию. В пресс-службе «Аэропортов Севера» уточнили, что ответ направят в самое ближайшее время.

Фото: авиакомпания "Якутия", личный архив Ивана Отяковского, commons.wikimedia.org / LxAndrew, CC BY-SA 4.0

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.