горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
  1. Общество
Общество
Тюменская область
0

Город «богатого хаоса» и «дорогих игрушек». От безвкусицы Тюмень спасет худсовет?

Нужна внятная стратегия – куда развивается Тюмень
Нужна внятная стратегия – куда развивается Тюмень

На прошедшем в Тюмени в конце июня Первом региональном урбанистическом форуме ведущие российские эксперты порекомендовали властям области и города ввести дизайн-коды территорий – свод правил по внешнему оформлению населенных пунктов. Еще одной рекомендацией урбанистов было сформулировать культурную политику Тюмени, которая позволила бы наполнить смыслом новые городские проекты благоустройства. «ФедералПресс» обсудил с экспертами в области городской эстетики, что мешает Тюмени быть красивым и гармоничным городом. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сейчас в городе нет единого стиля и дизайн-кода, считают эксперты. Тюмень – город эстетического хаоса, так его охарактеризовал известный российский урбанист Святослав Мурунов.

Огрехи в оформлении Тюмени очевидны, несмотря на стабильно высокие позиции города в общероссийских рейтингах качества жизни. Социальная реклама на улицах, таблички с адресами на домах, даже указатели направления и оформление автобусов выполнены вразнобой, а надписи нередко трудночитаемы.

В исторической части города могут соседствовать лаконичные коричневые таблички-указатели и разноцветное искусственное дерево (как в сквере Борцов Революции). Фонтан с изображением карты области расположен рядом с выполненным в классическом стиле памятником борцам Революции. А составленная из разноцветных кубов надпись «Счастье» благополучно проецируется на выдержанный в неоклассическом стиле драмтеатр.

Дошло до того, что многометровый герб города, установленный у дома № 94 по улице Республики, местные жители попросили просто убрать, – перед его установкой с горожанами никто не посоветовался.

«Город дорогих игрушек»

Урбанист федерального уровня Святослав Мурунов считает, что Тюмень абсолютно не выглядит общим пространством. «Тюмень выглядит городом богатого хаоса, – считает Мурунов. – Много дорогих игрушек, странно расположенных в пространстве. Сейчас в городе период накопления разных идей и форматов, которые между собой не согласованы, многие из них про Тюмень вообще ничего не говорят. Мест с по-настоящему тюменской идентичностью немного либо они заброшены».

Мурунов считает, что по Тюмени видно – в городе нет общего брендбука, который бы определял его оформление. «Скорее всего, какие-то документы у администрации есть, но, судя по визуальному хаосу с городской навигацией, элементами городской мебели, с городским ландшафтом и вывесками, эти документы либо очень часто меняются, либо они неполноценны», – говорит урбанист.

Согласен с Муруновым и бывший главный архитектор Тюмени Сергей Лесков. «Мы не имеем общего подхода. Мы о нем говорим на совещаниях, и глава города говорит, но это только разговоры. Мы делаем какие-то посылы, но о программе, которая реально всем обществом, гражданами, проживающими здесь, поддержана и утверждена, я лично не слышал», – отметил он.

По мнению тюменского архитектора Екатерины Журавлевой, сама по себе разработка общего брендбука проблемы внешнего вида города не решит. «В администрации Тюмени сейчас занимаются вопросом дизайн-кода, его нет, его нужно разработать. Как обычно, не знают, что с этим делать, – говорит Журавлева. – От брендбука будет польза, если будет понимание, как это реализовывать. Разрабатываться он должен в привязке к городу, а не потому, что все в России так делают. И срок разработки должен быть адекватный, а не за две недели».

При этом архитектор считает, что в Тюмени существует проблема идентификации города с визуальными символами. Жителям города не с чем его идентифицировать. Бульвар сибирских кошек, набережная или самый большой в России драмтеатр на роль символов города не годятся, говорит Журавлева.

Маркетолог и дизайнер Виктор Данилов считает, что в столице области нет узнаваемой эмблемы, кроме городского герба. «Мне известно, что у нас есть герб. А разве у нас есть логотип? – недоумевает Данилов. – Я знаю, как выглядит логотип города Москва, – красная звезда, которую сделал Артемий Лебедев, но я не знаю, как выглядит логотип Тюмени. Айдентики города я не вижу».

Нужен ли Тюмени городской худсовет?

Собеседники агентства считают, что решить проблемы дизайна можно, если привлечь к обсуждению все слои населения.

Сергей Лесков уверен: это неправильно, когда один чиновник в городской администрации принимает решение. Приемлемым выходом, по его мнению, было бы создание при департаменте градостроительной политики художественного совета с полномочиями по отбору лучших проектов. Существующий ныне совет занимается только общими вопросами застройки города.

Архитектор уверен – совет должен создать своей политической волей глава города, возможно, с подачи общественности. Чем бы он занялся? Рассматривал бы художественную концепцию. Например, колористическую – чтобы один район в охровых тонах, другой в голубых…

По мнению архитектора, в худсовет могли бы войти представители творческих союзов – Союза художников, Союза архитекторов, представители вышей школы, например, Института дизайна и архитектурной среды ТИУ, общественных организаций.

Святослав Мурунов тоже уверен – к решению, как должен выглядеть город, необходимо привлекать всех горожан. При этом он считает, что худсовет бесполезен без разработки культурной политики города – единого для всех документа.

«В идеале культурная политика – это «оформализованное» понимание у всех участников городских процессов, что такое Тюмень. Ценности у нас такие-то, Тюмень такая-то, развивалась так-то и так-то, поэтому в ней есть такие-то стили и направления, для города важно быть таким-то. Например, в Тюмени есть свои деревья, которые тут росли исторически. И вдруг здесь начинают сажать туи. Вы смотрите в культурную политику и видите рекомендацию новые растения сажать только в места, жители которых хотят проявить современность. Эти вещи придется обсуждать – цвета, материалы, особенности характера; это все касается культуры», – говорит урбанист.

Мурунов считает, что культурная политика не должна быть инструментом только органов власти. «Я хочу провести городское событие – обращаюсь к культурной политике, хочу спроектировать объект – обращаюсь к культурной политике, хочу разработать дизайн сувенирной продукции – то же самое. Пусть он хранится в администрации, но пользуются им все», – говорит Мурунов.

С другой стороны, нужна еще внятная стратегия – куда развивается Тюмень, продолжает урбанист. Культурная политика не работает, если нет стратегии. Это связанные документы. Однако как есть запрос, так есть и желание эту стратегию где-то побыстрее купить, вместо того чтобы тратить время на разработку.

В пресс-службе администрации Тюмени сообщили, что сейчас в мэрии существует координационный совет по формированию единой градостроительной и земельной политики. Он и занимается вопросами эстетического облика города. Отбор дизайнеров для создания концепций оформления города производится через систему госзакупок.

«В полном смысле слова концепции оформления всего города нет. Есть общие требования и отдельные концепции», – сообщили в пресс-службе.

Фото: ФедералПресс/Елена Ельцова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Тюмень
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1