Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
0

«Магнит» теряет покупателей. Компания продолжает переживать трансформацию после ухода Галицкого

Магнит
Результаты можно будет увидеть через год

Сеть магазинов «Магнит» 25 июля представила свою отчетность за второй квартал 2019 года. Основные показатели, такие как выручка, продажи, растут, но продолжает сокращаться покупательский трафик, а также чистая прибыль. Готова ли компания ко второму месту среди ретейлеров и что нужно сделать, чтобы выровнять показатели, разбирался «ФедералПресс».

Согласно данным, которые представила компания, во втором квартале 2019 года рост выручки «Магнита» составил 11,4 % и достиг 342,9 млрд рублей. Это второй результат на российском рынке. На первом месте находится X5 Retail Group, которая владеет сетью магазинов «Пятерочка» и «Перекресток», а также гипермаркетами «Карусель».

У Х5, если брать аналогичный временной отрезок, выручка подросла на 14,4 %. Соответствующие данные компания представила ранее. Однако этот результат хуже на 0,9 % достижений первого квартала 2019 года. Если брать полгода, то рост выручки составил 14,8 % – до 839,7 млрд рублей.

Что растет

В целом выручка у «Магнита» продолжает расти. Если брать данные годовалой давности, то тогда она равнялась 307,8 млрд рублей. Сейчас чистая розничная выручка составила 333,3 млрд рублей.

Продолжается рост и в сфере оптовых продаж, который составляет 26,7 % и достигает 7,4 млрд рублей. Однако он связан с консолидацией продаж «СИА Групп». Заметно выросли показатели сопоставимых продаж (LFL). Увеличение составило 1,7 %. В первом квартале этот показатель равнялся всего 0,6 %.

У Х5 показатели куда лучше. Данные говорят о росте LFL-продаж на 5 %. За первый квартал компания показала аналогичный результат.

Вместе с тем у «Магнита» наметился рост среднего чека. Он составил 4,1 %. Х5 также в плюсе, однако цифры скромнее – 1,6 %. Этот показатель снизился по сравнению с первым кварталом, где равнялся 2,2 %.

Отчитался «Магнит» и об увеличении магазинов. За отчетный период открылся 661 магазин. В это число входят 322 магазина у дома, а также 340 магазинов в формате дрогери. Во втором квартале 2018 года, для сравнения, у компании появилось почти в два раза меньше магазинов – 335. Из них 220 у дома, 110 дрогери и пять супермаркетов. У Х5 показатели скромнее – 481 магазин. Всего «Магнит» владеет 19 тыс. 884 магазинами.

Компания отчиталась не только о росте количества магазинов, но и об увеличении торговых площадей. Прибавилось 218 тысяч кв. м, рост составил 16,7 %. Годом ранее за отчетный период ретейлер нарастил 115 тысяч кв. м.

Положительные результаты также наблюдаются и в работе компании по выполнению редизайна магазинов. Во втором квартале 2019 года обновили 509 магазинов у дома и 256 магазинов в формате дрогери. В прошлом году эти показатели составляли 264 и 30 соответственно. Таким образом доля торговых точек, которые работают в новом формате, составляет 63 % против 40 % в прошлом году.

Валовая прибыль составила 82,2 млрд рублей, а валовая маржа – 24 %. Эти показатели остались на уровне предыдущего отчета.

Что падает

Продолжает падать покупательский трафик. Согласно опубликованным данным, он снизился на 2,3 %. У конкурентов дела обстоят куда лучше. Сведения, представленные Х5, говорят, что трафик продолжает расти. В первом квартале 2019 года показатели равнялись 2,7 %, а во втором – 3,3 %.

Показатель EBITDA равняется 24,2 млрд рублей, а маржа EBITDA –7,1 %. Этот показатель ниже того, который значился в прошлых отчетах компании, на 87 б. п. год к году. Однако это связано с динамикой валовой маржи, ростом операционных расходов и накоплением капитала по долгосрочной программе мотивации.

Данные также говорят о сокращении чистой прибыли. Падение составило 39,5 % год к году, что в абсолютных показателях составляет 6,3 млрд рублей. Это значение тянет за собой также сокращение показателя рентабельности чистой прибыли на 154 п. б., который составляет 1,8 %.

Должно пройти время

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов считает, что «Магнит» переживает времена трансформации после того, как компанию продал ее основатель Сергей Галицкий. На данном этапе можно видеть определенные установочные процессы, связанные со сменой менеджмента.

Эксперт утверждает, что компания большая и требует определенной ручной настройки. Только после этого она сможет работать в полуавтоматическом режиме, когда каждое подразделение знает, чем оно занимается и куда необходимо двигаться.

Компания, созданная Галицким, была полностью заточена под него, говорит Карпов. Поэтому требуется определенная трансформация. Однако такую большую компанию, у которой фактически 20 тысяч магазинов, быстро поставить на рельсы вряд ли получится.

«Показатели, которые демонстрирует «Магнит», – они все равно положительные. Компания увеличивает свой оборот. Эти цифры ниже ожидания инвесторов и рынка в целом. Но нужно немножко подождать, тем более что совсем недавно видели смену менеджмента, когда со своего поста ушла Ольга Наумова (генеральный директор. – Прим. ред.), а Ян Дюннинг полноценно возглавил компанию», – сказал Карпов.

По мнению аналитика, должно пройти время, чтобы увидеть изменения. Определенные выводы можно делать примерно через год. Именно тогда сформируются структура и руководство компании. Тогда же стоит и оценивать первые шаги нового менеджмента «Магнита».

Ян Дюннинг, по словам Карпова, сейчас находится на своем месте. У него большой опыт работы на российском рынке, в «Ленте» и Metro Cash & Carry в том числе.

«Положительная динамика от его управления будет в компании», – закончил Карпов.

Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.