Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

«Нелегалов вообще не трогают». В Кировской области «серые» перевозчики и старый транспорт угрожают безопасности пассажиров

автобус
Кировские общественники попросят прокуратуру разрешить внеплановые проверки перевозчиков

В Кировской области не первый год пытаются сделать общественный транспорт безопасным. Проблем в этой отрасли пока достаточно: это и регулярные ДТП с участием автобусов, и нелегальные перевозчики, которых не становится меньше, и нехватка профессиональных водителей, и плохие дороги, и даже обстрелы автобусов, новости о которых кировчан уже почти не удивляют. Как власти собираются решать эти вопросы и что по этому поводу думают кировские общественники – в материале «ФедералПресс».

Проблемы отрасли

Проблемам общественного транспорта было посвящено последнее заседание комиссии по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами общественной палаты региона. О важности проблемы говорил, в частности, тот факт, что на встречу с общественниками пришли почти все ответственные ведомства, что бывает далеко не всегда.

«Основными проблемами являются износ подвижного состава, присутствие нелегальных перевозчиков, особенность работы в осенне-зимний период, невысокая пропускная способность улиц – они у нас узкие и выделить отдельную полосу для общественного транспорта, чтобы минимизировать аварийность, мы не можем. В ряде случаев сказывается неудовлетворительное состояние дорожного полотна, дефицит кадрового состава», – сухо доложил министр транспорта Кировской области Николай Соколов.

Более эмоционален был начальник департамента городского хозяйства администрации Кирова Сергей Леонтьев. Он объяснил частые ДТП с общественным транспортом плохим качеством дорог и неопытными водителями, которых сейчас большинство. «Одни из главных проблем – это узкие улицы и качество дорог, – согласился с министром транспорта Леонтьев. – Очень важный момент – это квалификация персонала. При наборе водителей один из главных критериев – просто наличие прав категории D. Выбирать из профессионалов с опытом не приходится, потому что их сейчас нет».

Что касается качества дорог, на которое часто указывают общественники, то оно улучшается, но затем возникает другая проблема. Как только улучшается качество дорог, возрастает скорость движения автотранспорта и возникают аварии.

d0330d0e1dac0fb42031a4a70a1f68d9.jpg

«Да, ям полно. Но мы не может потратить деньги на ту дорогу, которая должна ремонтироваться по гарантии, – говорит Леонтьев. – Если я отправлю ее ремонтировать, то будет «нецелевка» и тут же придет КСП. Пока я не проведу все процедуры, не дам время на устранение недостатков (а это занимает определенное время), не пошлю документы в суд, не пройду все бюрократические процедуры, я не могу вложить туда деньги. В 2019 году подрядчиками по ремонту дорог стали «ГДМС» и «Вятавтодор» – они смогут оперативно ремонтировать дороги».

По словам Леонтьева, часть аварий вызвана «гонками» водителей, которые возникают из-за системы оплаты их труда, и общим состоянием общественного транспорта, износ которого достигает 90 %.

«Сейчас рассматривается новая схема перевозок, в результате которой будет меньшее дублирование маршрутов пассажирского транспорта, что исключает гонки между автобусами и троллейбусами, поможет навести порядок в перевозках граждан. Есть планы по обновлению автопарка», – заметил Леонтьев.

Глава управления также отметил, что в Кирове уже не единожды был обстрелян пассажирский транспорт из пневматического оружия, что тоже не лучшим образом сказывается на безопасности перевозок. В этом случае власти могут только обращаться в полицию, что они и делают регулярно.

Не разрешают проверять

Представитель ГИБДД Валентин Ворончихин отметил, что аварий с участием автобусов в Кировской области стало меньше, однако их все равно довольно много: «По вине водителей с начала года произошло 25 ДТП. Ранено 27 человек, один человек погиб».

Основная причина аварий, по словам Ворончихина, – выезд на полосу встречного движения. В Кирове часто происходят падения пассажиров, когда водитель резко затормозил или тронулся с места. Представитель ГИБДД, отметил, что здесь дело в недисциплинированности водителей, которые нередко стремятся обогнать другой автобус.

По словам Ворончихина, особенно много пострадавших в ДТП с междугородними автобусами. В этой же отрасли есть и множество нарушений.

«Очень многие перевозчики начинают переоборудовать машины с 13 мест до восьми, чтобы не лицензировать их, а потом ставят кресла обратно. Если нарушения выявляется, ему дается десять дней, чтобы исправить недочет. Перевозчик едет, снимает кресла, приезжает к нам. Что мы может сделать? Нарушения он устранил. Но он уезжает от нас и ставит кресла обратно», – сетует Ворончихин.

Проблема в том, что проверять перевозчиков ГИБДД не разрешают. Плановые проверки отменили и организовывать можно только внеплановые – они проводятся, когда ДТП с пострадавшими уже произошло или поступила жалоба. По словам Ворончихина, даже в последнем случае проверить их удается далеко не всегда – прокуратура, как правило, не согласовывает контрольные мероприятия, «чтобы не гнобить бизнес». Например, в этом году прокуратура не согласовала ни одну проверку.

047c2253c4462a11de0a7a30152b1eac.jpg

«В плане дорожного движения проверки проводишь, и тут же идут встречные жалобы от бизнеса прокурору, о том, что их «напрягают». Это создает проблемы для проверяющих», – подтвердил слова представителя ГИБДД Сергей Леонтьев.

Слова коллег подтверждает и начальник территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Сергей Кашин. «Проверки действительно сократились. И плановые, и внеплановые. В этом году мы два раза обращались в прокуратуру Кировской области по фактам ДТП, чтобы провести выездную проверку – нам было отказано, хотя в этих ДТП был причинен средний вред здоровью», – пояснил Кашин.

По его словам, есть и другие сложности при проведении плановых проверок. Например, когда в район приезжают с проверкой, все нелегалы о ней уже знают, и уличить их в чем-то сложно. Чтобы эффективность контрольных мероприятий выросла, нужно сделать график проверок плавающим.

«Водителей-профессионалов не останется»

Беспокоит экспертов и отсутствие квалифицированных водителей общественного транспорта. Их и сейчас мало, но, по словам экспертов, станет еще меньше. «Недостаточная квалификация водителей – действительно, серьезная проблема. Многие водители приезжают из районов, – говорит гендиректор «КПАТ», член общественной палаты Денис Пырлог. – Если в Кирове автошколы еще более или менее держат имидж, то в районах такого нет. Та стажировка, которую мы проводим, не всегда достаточна».

По словам Пырлога, в «КПАТ» средний возраст водителя сейчас – 55 лет. Ближе к возрасту 57 лет водители, как правило, увольняются – находят более легкую и высокооплачиваемую работу.

«Средняя зарплата водителей на нашем предприятии – 25 тысяч рублей. Людям, у которых есть ипотека или автокредит, за такую зарплату сложно работать. Мы понимаем, что скоро водителей-профессионалов не останется даже, чтобы на подмену идти», – сетует Пырлог.

Кашин обращает внимание, что переработка водителей нередко и становится причиной ДТП: «Я вижу одной из потенциальных угроз несоблюдение режима труда и отдыха. Да, бывают ДТП, которые совершаются и в начале рабочей смены, но надо посмотреть, может, водитель работал до этого несколько дней и отдыхал вместо положенных 12 часов меньше девяти».

Проверки нелегалов не касаются

Отдельная и, пожалуй, самая важная проблема общественного транспорта в районах – перевозчики-нелегалы, борьба с которыми не приносит результатов. По словам Пырлога, по распоряжению Генпрокуратуры уже 2 недели проводятся проверки всех перевозчиков, но проблема в том, что нелегалов она не коснется.

«Тех нелегалов, о которых мы все знаем, вообще не трогают, потому что они по сути даже не перевозчики. Я уже слышал от двух перевозчиков: «нас прокуратура проверила, наверное, мы со следующего года будем ездить нелегально, нелегальный перевозчик получит небольшой штраф, а мы – от 100 тысяч», – говорит Пырлог.

Нелегальные перевозчики, которые не получили разрешения или не зарегистрировали ИП, действительно, почти ничем не рискуют. Если их поймают, то могут дать штраф от 500 рублей до 5 тысяч, либо отобрать транспорт, однако последняя мера еще ни разу не применялась. При этом легальный перевозчик платит гораздо большие штрафы. Кроме того, говорят эксперты, сложно собрать доказательства, чтобы наказать нелегала – в суде пассажиры отказываются говорить, что ехали на такси и платили за это деньги. Зачастую и местные власти лояльно относятся к таким перевозчикам.

«Приведу пример. В районе стоит наш автобус, легальный. Приезжает глава района и свою семью пересаживает в машину нелегала, а не в наш автобус. Я его спрашиваю: вы знаете, что он налоги вообще не платит? Он говорит: знаю», – возмущается Пырлог.

79aaba50da39c4d8d27a21e9d6efac52.jpg

По словам Пырлога, он не раз получал из районных больниц документы с поддельной печатью «КПАТ» – перевозчики подделывают печать предприятия, чтобы соцстрах вернул им деньги. «Мы пытались довести дело до уголовного, но участковые отписываются, говорят, что разные районы и на состав не набирается, хотя только нам пришли запросы на 60 тысяч рублей», – говорит Пырлог.

При этом общественники отмечают, что решить проблему можно. «Проблема будет решена, когда появится установка сверху: выявить нарушения и наказать всех перевозчиков. Им [правоохранителям] команда дана – они выполнят, а без команды сунутся – им по голове могут стукнуть, поэтому лишний раз палочку не поднимут и не остановят. Им не хочется рисковать своими погонами»,– предположил член общественной палаты Николай Семеновский.

«Есть хороший пример Башкирии – там губернатор резко выразился на каком-то мероприятии, сказал, что нужно убрать нелегальных перевозчиков и их убирают, – сказал член комиссии палаты Константин Ситчихин. – Ревут, орут, митингуют, но убирают, причем согласно действующему законодательству. Просто все вместе сели, договорились, составили план и стали его отрабатывать. У нас тоже создана рабочая группа при министерстве по работе с нелегальными перевозчиками – она скоро начнет работу».

В итоге общественники решили, что по итогам совещания напишут письмо в УМДВ и прокуратуру, которую попросят пересмотреть подход к проверочным мероприятиям. «Президент требует к 2030 году исключить смертность на дорогах, ужесточить контроль за водителями, за движением. На этом фоне все эти разговоры о том, что не надо проверять, выглядят диссонансно», – заключил глава комиссии Евгений Сметанин.

Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин,Дмитрий Барков,Александра Варанкина,администрация города Кирова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.