горячие темы Смотреть Скрыть
Нацпроекты
  1. Нацпроекты
Нацпроекты
Республика Крым
6

«Денег уже нет». Крымские школы оказались не готовы к учебному году

школа
На ремонты и модернизацию школ Республика Крым ежегодно получает по два миллиарда рублей

Отзвенели первые школьные звонки, начались учебные будни. На ремонты и модернизацию школ Республика Крым ежегодно получает по два миллиарда рублей. Отдельно по ФЦП и нацпроектам финансируется строительство учреждений образования – там речь идет уже о десятках миллиардов в год. Как осваивают эти деньги на полуострове и насколько школы Крыма и Севастополя оказались готовы к учебному году, выяснял «ФедералПресс».

Денег нет, а вы учитесь

На улучшение материальной базы крымских школ ежегодно выделяется около 2 млрд рублей из республиканского бюджета. На эту сумму закупают модульные здания, медицинское и пищевое оборудование, автобусы для перевозки учеников в сельских районах, делают реконструкцию, капитальные ремонты и устанавливают системы безопасности. Такие данные озвучила в конце августа министр образования, науки и молодежи Крыма Наталья Гончарова. К началу учебного года в республике провели капремонт в 30 школах, общие ремонтные работы прошли в 441 из 544 функционирующих школ.

Однако внушительный объем финансирования еще не гарантия качества ремонтных работ и успешного проведения госзакупок. Например, до Зеленогорской средней школы (Белогорский район Крыма), где учатся 400 детей, они так и не дошли. Учреждение находится в аварийном состоянии еще с 2013 года – тогда была опасность раскола здания буквально пополам из-за огромной трещины в стене. Дети учились без тепла, горячего питания, спортзала и с протекающей крышей. В 2015 году объект включили в федеральную целевую программу, и спустя два года его наконец-то закрыли на капремонт. Завершить работы планировалось к концу 2018 года, но все сроки были сорваны: подрядчик «CФ Строитель» обвинил власти в сыром проекте и медленном согласовании дополнительных работ. Суд идет до сих пор, а школа из-за этого стоит законсервированная. Нового подрядчика власти искать пока не имеют права.

«Школа законсервирована, по предварительным прогнозам Белогорской администрации, до сентября 2021 года, но денег на финансирование строительства объекта, как сообщают органы власти, на данный момент уже нет... Грандиозный проект «Крымский мост» реализовали за 4 года, но нашу школу отремонтировать за тот же срок оказалось невозможно», – пишут на сайте Change.org в своей петиции к президенту Владимиру Путину родители школьников.

Начальные классы учатся в детском саду, где нет спортзала. Дети постарше добираются на уроки в соседнее село Ароматное, где учатся в несколько смен. Первая начинается в 7 утра. Там школа, к слову, тоже требует ремонта.

Уроки на стройке

Некоторым школам повезло больше, чем Зеленогорской, – ремонты в них должны вот-вот начаться. Но заниматься ребята будут практически на стройках – работы в их школах пройдут прямо во время учебного года. На портале государственных закупок правительство региона разместило несколько проектов контрактов на проведение ремонтных работ. Так, школу № 12 в Керчи ждет замена окон и дверей, ремонт кровли, фасада, туалетных комнат, замена канализационной системы и санитарно-технических приборов. Сумма контракта – 14,59 млн рублей. Заявка размещена только 26 августа, срок ее исполнения – 90 дней с момента заключения контракта. В этот же день размещен лот на капремонт здания начальной школы СОШ № 18 в Симферополе на сумму 13,8 млн рублей. Подрядчика не могут найти уже полгода – предыдущие торги в феврале не увенчались успехом, впрочем, как и эти, – по их итогам контракт не заключен.

Весь сентябрь в СОШ № 1 имени Маргелова Красноперекопска будут менять полы на втором и третьем этажах. Срок исполнения контракта обозначен в 30 календарных дней, заключили его в последних числах августа. Капитальный ремонт кровли ялтинской средней школы № 11 на сумму в 9,6 млн рублей закончат не позднее 23 декабря, а начнут в первых числах сентября.

Капитальный ремонт в школе-лицее № 3 им. А. С. Макаренко на сумму 17,2 млн рублей также пройдет под школьные звонки. Ремонт в керченской школе № 25, на которую мэру города Сергею Бороздину неоднократно жаловались, также захватит как минимум сентябрь. За 7,28 млн рублей здесь заменят старые окна, а вот стадион пока останется прежним. «Стадион школы в ужасном состоянии. Уроки физкультуры в расписании 3 раза в неделю, дети занимаются на развалинах», – жаловались в июне этого года керчане на странице «виртуальной приемной» мэра.

«Почему контракты были выставлены на торги только в конце августа, сложно оценить. Возможно, не успевали подготовить документацию; возможно, имеет место низкий уровень профессионализма или были сэкономлены средства, которые позволили дополнительные закупки провести сейчас. Но очевидно, что замену окон и крыш надо делать вне учебного процесса. Но хотя бы так сделали», – считает крымский общественник и юрист Александр Талипов.

Пары дней не хватило

Если где-то ремонт только планируют начать, то в части школ завершить работы к началу учебного года просто не успели. В Севастополе проблемной оказалась школа № 40 на улице Симонока. Капремонт там должны были закончить к 1 сентября, однако по факту выяснилось, что подрядчик оставил много недоделок, среди которых плохо сделанная плитка, неустановленные выключатели и другие. По словам и. о. директора департамента образования Игоря Белозерова, в целом в школе все нормально, подрядчику не хватило «пары дней». Жители близлежащих домов рассказывают, что в последние дни августа работы шли в авральном режиме, в прямом смысле круглые сутки.

Как отметил Белозеров, задержка связана с тем, что проектно-сметная документация, разработанная подрядчиком, не предусматривала усиление оснований фундамента, которое пришлось делать в срочном порядке. Как выяснилось, у этого подрядчика в городе еще как минимум три объекта на ремонте – и везде задержки. Но чиновники говорят: мы не виноваты, ФЗ-44 диктует свои условия и контракт выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену.

Не успели достроить школу в селе Орлиное, которую теперь намерены сдать хотя бы в конце сентября, и вторую очередь школы в Казачьей бухте Севастополя – это объект ФЦП стоимостью 416 млн рублей. Новый корпус на 400 детей оказался без лифтов и системы противопожарной безопасности. На их установку уйдет 2 недели, во время которых власти попросили школьников «потерпеть» и учиться по специальному графику в основном корпусе. Потерпеть придется и 700 ученикам новой школы-коллегиума на проспекте Античном, которую тоже не открыли 1 сентября. Она, как и школа в Казачьей, должна стать образцово-показательной для города. Подрядчику выписали штраф, а детей учреждение сможет принять не раньше второй четверти.

Строительство общеобразовательной школы на 800 мест и детсада в микрорайоне Челноковского массива Феодосии было начато еще в 2017 году – контракт заключили, участок огородили забором и даже начали рыть котлован под основание. На этом все. Сдать школу планировали в декабре 2018 года, но из-за смены подрядчика, сорвавшего сроки строительства, и судебных разбирательств процесс, как водится, затянулся. Школу жители микрорайона до сих пор не могут дождаться, дети вынуждены учиться в несколько смен в соседних образовательных учреждениях.

«Большое количество объектов образования, которые должны были быть сданы еще в 2016, 2017, 2018 годах, не достроены в Крыму до сих пор. Недавно в Судаке торжественно открыли школу на 800 мест, которая изначально должна была быть построена в 2016 году. Сроки откладывались неоднократно. Причем подрядчиком была известная фирма «Консоль». И если уже такие крупные компании не справляются со сроками, то не стоит удивляться недоработкам на объектах», – говорит Александр Талипов.

Местами безопасно

Вовремя законченный ремонт – это еще не гарантия безопасной учебы. К началу учебного года выяснилось, что более 30 % образовательных учреждений Крыма не оснащены тревожными кнопками и только каждая десятая школа охраняется профессиональными охранниками, а не бабушками-вахтерами.

Самыми частыми нарушениями в образовательных учреждениях, по данным республиканского МЧС, являются отсутствие автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией и неудовлетворительное состояние путей эвакуации. Только две трети этих зданий в регионе оснащены системами автоматической пожарной сигнализации, а почти половина не имеет систем видеонаблюдения. Охрана и пропускной режим есть везде, но в большей части школ Крыма сидят вахтеры, а не силы Росгвардии или представители частных предприятий. Только 15 % школ, по данным министра образования Крыма Натальи Гончаровой, имеют договоры с Росгвардией или ЧОП.

Глава аппарата антитеррористической комиссии республики Александр Булычев отметил, что добиться стопроцентной защищенности в школах невозможно, но на данный момент ее уровень в Крыму вырос с нуля до 80 %. При Украине ни в одной школе не было тревожных кнопок, во многих не было видеокамер, рамок, турникетов, даже заборов. Детский омбудсмен Анна Кузнецова в прошлом году отмечала, что в Крыму одни из наименее безопасных школ в России.

Для Крыма вопрос безопасности учебных заведений особенно болезнен – в октябре прошлого года ученик Керченского колледжа Владислав Росляков устроил взрыв в учебном корпусе и расстрелял более 20 педагогов и студентов. Тогда были вопросы о том, как ему удалось пронести в колледж оружие и взрывчатку. После керченской трагедии пошли обещания, что везде поставят ЧОП и уберут бабушек-вахтерш. Как видим, ситуация не слишком изменилась.

«Причин срыва сроков работ и госзакупок несколько. Технические задания нужно формировать заранее. Тогда, как только деньги заведены, можно размещаться на госзакупках. А у нас этот процесс затягивается на месяцы, потому что в январе мы получили деньги, а в феврале только начали готовить документы. Второй момент – некачественное техническое задание, так называемые типовые проекты, на коленке написанные. Они просто копируют из одного проекта в другой, а потом подрядчики бегают в угаре. И начинаются все эти корректировки, которые не только отодвигают сроки, но и требуют дополнительного финансирования. Подрядчиков много, и многие хотят работать в Крыму, понимая, что из федерального бюджета выделяются большие деньги. Но они не выходят на конкурсы, потому что либо неправильные техзадания, либо за эти деньги невозможно ничего нормального построить», – рассказывает бывший министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
6
comments powered by HyperComments
Facebook 1