горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
  1. Общество
Общество
Кировская область
0

«Работа выполнена некачественно и бездарно». В Кирове депутаты и горожане добились отмены «транспортной революции»

транспорт
Многие эксперты полагают, что готовить новую схему маршрутов должны те, кто знаком со спецификой города

На прошлой неделе власти Кирова заявили, что грядущая реформа общественного транспорта, которая так напугала жителей областного центра, отменяется. Это решение было ожидаемым, ведь днем ранее губернатор раскритиковал планируемые изменения маршрутной сети. В итоге основные изменения сведутся к открытию двух новых маршрутов и продлению работы общественного транспорта. «ФедералПресс» поговорил с экспертами о том, почему проект изначально считался провальным, кто в этом виноват и стоит ли мэрии платить проектировщикам за скандальный проект реформирования маршрутной сети.

Что планировалось?

Заявление главы администрации Кирова Ильи Шульгина о том, что «транспортной революции» не будет, не удивило ни горожан, ни экспертов. Во-первых, губернатор области Игорь Васильев, который почти никогда публично не критикует работу коллег и подчиненных, накануне высказался против. Во-вторых, крайне негативно отнеслись к проекту практически все депутаты кировской гордумы.

Планы по реформированию, впрочем, начали разрабатывать не просто так – в декабре у перевозчиков Кирова закончатся контракты, а для заключения новых нужно обновить и утвердить маршрутную сеть. Изменения, которые собирались в нее внести власти и рязанский подрядчик, были глобальными. Восемь из существующих 37 автобусных маршрутов собирались закрыть, а оставшиеся – изменить.

Кроме того, городские власти хотели ввести бесплатную пересадку в течение 30–60 минут, оборудовать несколько пересадочных узлов, сократить количество выходящей на рейсы техники. Чиновники обещали, что от этого всем будет только лучше: не придется толкаться в транспорте, время работы автобусов вырастет до 23 часов, а интервал движения снизится до 4–5 минут.

После критики от губернатора и депутатов мэрия Кирова решила отказаться от «революции» и ограничиться небольшими корректировками, направленными на общее улучшение ситуации. В итоге администрация пообещала открыть два новых автобусных маршрута, продлить время работы общественного транспорта до 23 часов, а интервалы между автобусами сделать минимальными.

Однако даже заявление об отмене «революции» не сняло все вопросы у жителей и депутатов, ведь Илья Шульгин заявил, что город в перспективе продолжит сотрудничество с авторами маршрутной сети и транспортной стратегии города – Институтом развития транспортных систем из Рязани и московским НИИ автомобильного транспорта. Новость о том, что 15 млн рублей за создание транспортной схемы, в которую как раз входит маршрутная сеть, все же будут заплачены нерадивому рязанскому институту, возмутила жителей не меньше новостей об отмене маршрутов.

«Нет нормальной практической части»

Сейчас кировские депутаты отмечают: еще полгода назад они знали, что планы городских властей по реформированию маршрутной сети и разработке транспортной схемы закончатся именно так.

«Рязанский институт, который выиграл конкурс без конкуренции, должен был отдать готовую дорожную схему, в которую входит маршрутная сеть, еще в ноябре 2018 года, – вспоминает депутат кировской гордумы Владимир Журавлев. – Когда нам все-таки представили схему, мы сказали, что она нерабочая, что та методика, которая должна быть применена, не использовались, что этот документ – филькина грамота. Из-за того, что администрация не предъявляла претензии подрядчику, мы потеряли возможность взыскать с них что-то, а 15 миллионов должны заплатить».

«Если мы выплатим проектировщикам эти 15 миллионов, я думаю, что депутаты города найдут способ снять эти деньги с господина Шульгина, вплоть до того, что будем вычитать их из его зарплаты», – добавляет депутат.

Журавлев также отмечает, что привлеченный в качестве субподрядчика московский институт не помог рязанскому институту улучшить схему, да и это сложно было сделать за две недели. По словам депутата, москвичи начали работать в Кирове лишь с 15 августа. «Представленная нам схема маршрутной сети имеет столько недостатков, что просто волосы дыбом встают. Например, проложены новые транспортные маршруты по улицам с односторонним движением, по улицам, где зимой даже одному автобусу проехать невозможно, – говорит Журавлев. – Но самое главное – нет нормальной практической части. Маршруты нарисовали на картинке, а должны были просчитать ширину дороги, интенсивность транспорта. Плюс московские проектировщики подтвердили, что нужны практические испытания, которых не было».

О плохом качестве итогового продукта говорит и вице-спикер регионального парламента Владимир Костин. «Настолько бездарно и некачественно выполнена работа, что это просто беда. Например, в новой схеме улица Воровского напрямую уходит в Бахту – то есть подрядчик даже не знает, что туда ведет другая улица. Там все настолько плохо, что нужно все просто перечеркнуть и сказать: идите и делайте заново», – считает Костин.

Вице-спикер ОЗС также отмечает, что в администрации города странным образом расставили приоритеты при решении проблем общественного транспорта. «Никто не спорит, что нужно бороться за качество, что нужно исключать гонки, но весь этот бред с выделенными полосами на Октябрьском проспекте – не то, что нужно городу, – уверен Костин. – Давайте лучше посмотрим на существующие проблемы. Мы сейчас много говорим об экологичности, но автотранспортное предприятие Кирова, которое вроде как должно осуществлять большую часть перевозок, не спешит покупать газовые автобусы. Нам нужно решить множество проблем, прежде чем кардинально менять схему».

Костин также не видит плюсов во введении бесплатной пересадки пассажиров при отмене прямых маршрутов: «Бесплатная пересадка возможна только при удорожании стоимости проезда, а я прежде всего положительно отношусь к тому, чтобы плата за проезд не росла. К тому же большинству горожан сейчас удобнее добираться без всякой пересадки. С учетом пробок времени на бесплатную пересадку в течение, например, 30 минут у пассажира бы просто не оставалось».

Глава комиссии Кировской гордумы по транспорту, жилищно-коммунальному комплексу, экологии и безопасности жизнедеятельности Денис Ерохин также поддерживает отказ от масштабных изменений в отрасли общественного транспорта. «Глобальные изменения не нужны, требуется только учесть пожелания граждан. Где-то нужно убрать дублирующие маршруты, проехать по другой улице, где-то завернуть, чтобы людям было удобно. Следует ввести небольшие изменения для удобства граждан, не более того. Люди привыкли, и менять глобально ничего не надо», – говорит депутат.

Ерохин, как и его коллеги-депутаты, считает работу подрядчиков провальной. «Чтобы делать такую схему, нужно знать специфику города, жить тут, – уверен депутат. – То, что авторы схемы предлагали вывозящие маршруты для нашего небольшого города, – это полный бред. Схема, которую разработали рязанцы, не годится для Кирова. У нас нет выделенных полос, нет качественно оборудованных остановок, зато есть пробки и узкие улицы, которые встают, когда просто выпадает снег».

Что касается повышения стоимости проезда, то Ерохин считает это возможным лишь при наличии прозрачной работы городского АТП. «Дорожает топливо, это понятно. Но частные перевозчики, которые находятся на субподряде у АТП, говорят, что готовы ездить и за эти деньги, – рассказывает депутат. – Частники умудряются платить кредиты, обновлять автопарк, а АТП не делает ровным счетом ничего, кроме странных проектов по закупке автобусов. До того, как предприятие станет прозрачным, тариф повышать нельзя».

«Кроме того, назрела необходимость объединить КПАТ и АТП в единое предприятие, – добавляет Ерохин. – Думаю, оно сможет окупать свою работу и субсидий из бюджета не понадобится».

С тем, что предлагаемые рязанцами и москвичами решения не подходили для Кирова, согласен и член Общественной палаты региона, гендиректор КПАТ Денис Пырлог. «Было изначально понятно, что эта схема работать в Кирове не будет и больше применима для городов с развитой инфраструктурой общественного транспорта, – говорит Денис Пырлог. – Сейчас пересадками пользуется минимальное количество пассажиров, а предполагалось, что это будут делать почти все, около 90 % пассажиров. Тут дело даже не в том, была бы пересадка платной или бесплатной – хотя последний вариант, как мне кажется, маловероятен, а в том, что пассажир должен был бы потратить немало времени, чтобы пересесть. Сейчас я на работу могу добраться с одной пересадкой, а мог бы добираться с двумя. Всех, с кем я обсуждал новую схему, она не устраивала».

Пырлог также подчеркивает, что пересадка может быть бесплатной для жителей, если за нее заплатит кто-то другой: либо бюджет, либо перевозчик. «Оплачивать пересадку за счет пассажиров будет неправильно, а перевозчики и так сейчас находятся в тяжелом финансовом положении, – считает гендиректор КПАТ. – Что касается остановок, то у нас они ремонтируются с «завидной нерегулярностью», поэтому оборудовать их для ожидания пассажиров мы могли бы еще нескоро. А оборудование пересадочных узлов в Кирове – это что-то из области фантастики. Мы же в Общественной палате предлагали минимально изменить действующую маршрутную сеть, в том числе убрать несколько дублирующих маршрутов – этого будет достаточно. Ну и, конечно, все это нужно было делать вовремя, а не «на коленке», как сейчас».

Однако есть и те, кто считает, что отказ от реформы обрекает кировский транспорт на деградацию. Например, член рабочей группы по транспорту Анатолий Курбатов отмечает, что отказ от реформы был ошибкой. «Город как загибался, деградировал, так и будет деградировать дальше. Принимаем довольно популистские решения и идем на поводу у толпы, которая боится изменений и нормальных вещей, потому что она их просто не понимает. Действующая система общественного транспорта совершенно нерабочая, экономически невыгодная. У нас куча дублирующих маршрутов: утром автобусы не справляются с вывозом населения, а днем они ездят полупустые. В рамках текущей схемы это не исправить», – заявил Курбатов в эфире «Эха Кирова».

По мнению Курбатова, при новой схеме можно было бы обновить автопарк и при этом обойтись без повышения платы за проезд. Теперь же подорожание неминуемо. Эксперт считает, что уже в этом году стоимость поднимется до 25–26 рублей, а в следующем году – еще на 10–15 %.

Впрочем, большая часть экспертов все равно считают, что Кирову не нужна была «транспортная революция». «Подходы к этой проблеме должны быть консервативными, чтобы не будоражить город, – заключает депутат Владимир Журавлев. – Реформировать эту отрасль нужно внимательно и осторожно. Конечно, город меняется и схема должна развиваться, но с учетом в первую очередь мнения граждан, а не иногородних проектировщиков и Ильи Шульгина».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1