горячие темы Смотреть Скрыть
Финансы
Курганская область
8 августа 2007, 19:43 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Проверка вслепую

Почему ФАС не заметила явных нарушений в работе банка «Русский Стандарт»

В июле этого года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), в соответствии с поручением Генпрокуратуры РФ, провела проверку деятельности «Русский Стандарт» по предоставлению и обслуживанию потребительских кредитов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Согласно официальному отчету ФАС, по результатам проведенной проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в действиях банка не было установлено. Между тем, по мнению финансовых экспертов, реальная ситуация подтверждает обратное, и данный вопрос носит политический характер.

В июле этого года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), в соответствии с поручением Генпрокуратуры РФ, провела проверку деятельности «Русский Стандарт» по предоставлению и обслуживанию потребительских кредитов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Согласно официальному отчету ФАС, по результатам проведенной проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе в действиях банка не было установлено. Между тем, по мнению финансовых экспертов, реальная ситуация подтверждает обратное, и данный вопрос носит политический характер.

Согласно официальной информации ФАС, комплексная проверка выявила, что «граждане, заинтересованные в получении потребительского кредита, имеют возможность ознакомиться с условиями предоставления и обслуживания кредитов и карт и тарифами по кредитам и картам, которые можно получить у менеджеров банка или взять с информационных лотков непосредственно в месте оформления кредита». А при оформлении потребительского кредита менеджеры банка «Русский Стандарт» до заключения кредитного договора предоставляют своим клиентам для ознакомления под роспись график платежей по потребительскому кредиту. При этом в данном графике указывается эффективная процентная ставка по кредиту, рассчитываемая в соответствии с требованиями Указания Банка России от 12 декабря 2006 № 1759-У. Анализ условий предоставления и обслуживания банком потребительских кредитов и карт показал, что для уведомления клиентов об изменениях и дополнениях в условия и тарифы банк применяет только две процедуры: размещение печатных экземпляров новых редакций на информационных стендах во внутренних структурных подразделениях и представительствах банка и размещение на веб-сайте банка в сети Интернет. При этом при подписании заявления-оферты о заключении кредитного договора и договора о кредитной карте клиенты фиксируют в отдельном месте факт своего ознакомления с условиями и тарифами по кредитам и картам и, соответственно, с возможностью их одностороннего изменения и дополнения банком, а также способами получении информации о произошедших изменениях.

Кроме того, в последние полгода, согласно представленной информации, банк «Русский Стандарт» проводит работу по совершенствованию процедуры информирования клиентов – в указанный период эффективная процентная ставка по потребительским кредитам банка снизилась в 1,3–2 раза.

Вместе с тем, принимая во внимание недовольство граждан действиями кредитных организаций при выдаче потребительских кредитов, ФАС России считает необходимым до принятия закона «О потребительском кредитовании» издать постановление правительства РФ, предусматривающее порядок информирования заемщиков. Правовым основанием для принятия данного постановления является норма пункта 1 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. По мнению ФАС, с учетом результатов анализа практики выдачи кредитов отдельных банков в данном постановлении необходимо отразить такие обязательные параметры как предоставление графика платежей по потребительскому кредиту до заключения кредитного договора, предоставление информации обо всех возможных расходах по потребительскому кредиту, в том числе об эффективной процентной ставке по кредиту, до заключения кредитного договора, направление индивидуально каждому заемщику информации обо всех изменениях и дополнениях в условия предоставления и обслуживания предоставленных кредитов. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба обратилась в Правительство РФ с предложением о направлении поручения Миндзравсоцразвития России разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России проект указанного постановления.

Между тем, по мнению финансовых экспертов, в российском секторе потребительского кредитования по-прежнему не все благополучно, не случайно в последнее время этим сегментом рынка все активнее интересуются различные надзорные органы. Как ранее сообщал «УралПолит.Ru», счет недовольных заемщиков в России идет на тысячи. По словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, только территориальное управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю за полгода получило более 700 обращений граждан, из которых 560 – от клиентов «Русского Стандарта». При этом «жалобы заемщиков банка «Русский стандарт» столь трогательны и драматичны», что, по мнению Геннадия Онищенко, достойны опубликования. «Уверяю, что сюжеты многих драматических произведений русской классической литературы поблекнут перед той суровой реальностью взаимоотношений, о которых повествуют граждане страны, касаясь действий этого банка на рынке потребительского кредитования», – заявил ранее глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Другой управы на банк его ведомство пока найти не может, проигрывая один суд за другим.

Кроме того, по словам Геннадия Онищенко, «ситуация на рынке потребительского кредитования не нормализуется, а, напротив, ухудшается». Как ранее заявил глава Роспотребнадзора, с начала 2007 года в адрес его ведомства поступило 86 жалоб граждан на деятельность банков, прежде всего по вопросам потребительского кредитования. «Подавляющее большинство этих жалоб, а именно 52, – на банк «Русский Стандарт», 11 жалоб – на банк «Хоум Кредит», три жалобы на Сбербанк и другие», – подчеркнул Геннадий Онищенко. Однако банки-нарушители успешно продолжают доказывать свою «невинность» в суде. Как сообщал «УралПолит.Ru», не так давно банк «Русский Стандарт» выиграл в московском арбитраже дело против управления Роспотребнадзора по Свердловской области, обвинявшего банк во включении в договоры условий, ущемляющих права потребителей, и непредоставлении полной информации об оказываемых услугах. Ранее «Русский стандарт» выиграл аналогичное дело против управления Роспотребнадзора по Челябинской области.

Как сообщил «УралПолит.Ru» аналитик ИК «Финам» Игорь Ермаченков, «Русскому Стандарту» удавалось выигрывать суды по той причине, что заемщики часто сами не читают то, что подписывают, и не понимают юридических подвохов, которыми банки увеличивали заявленную процентную ставку в несколько раз». «Отрадно, что с 1 июля банки были вынуждены изменить политику и раскрывать реальную ставку, – подчеркнул в комментарии Игорь Ермаченков. – Проверка ФАС стала хорошим стимулом для «Руста» сменить свою агрессивную политику на рынке потребкредитования».

По словам аналитиков «Финама», «государство в первую очередь заинтересовано в стабильности банковской системы и ему не нужен скандал с «Русским стандартом» – одним из лидеров на рынке потребительского кредитования, наиболее народной банковской услугой». В свою очередь в ИК «Брокеркредитсервис» также считают, что это «политическая тема». Между тем, по словам независимого банковского эксперта Александра Трахтенберга, данная ситуация «достаточно скользкая». «Скорее всего, есть некоторая договоренность. Кому-то действительно не понравилась чересчур агрессивная политика банка «Русский Стандарт», – сообщил он в комментарии «УралПолит.Ru». Хотя с юридической точки зрения, по мнению эксперта, нет оснований для претензий банку. «Истинные причины «наезда» Роспотребнадзора (Онищенко) на банковскую систему мы никогда не узнаем», – подчеркнул Александр Трахтенберг.

На этом фоне отечественный рынок потребительского кредитования продолжает активно наращивать объемы. В настоящее время объем розничного кредитования в России уже достиг $87 млрд., увеличившись за год более чем на 80 %. При этом до конца 2007 года, данный сегмент рынка, по мнению финансовых экспертов, в России вырастет на $25 млрд. и превысит $110 млрд.

«УралПолит.Ru» будет наблюдать за развитием событий.

Для справки. ЗАО «Банк «Русский Стандарт» основано в 1999 году и в настоящее время входит в тридцатку крупнейших банков России, являясь одним из лидеров российского рынка банковского ритейла. Уставный капитал банка сейчас составляет 1,27 млрд. руб. После того, как в конце июля 2006 года Международная финансовая корпорация (IFC) вышла из капитала банка «Русский Стандарт», его единственным владельцем является Рустам Тарико.

По итогам 2006 года банк «Русский Стандарт» увеличил активы более чем в 2,5 раза – до 292,2 млрд. руб., капитал банка за год вырос в 1,8 раза – до 23 млрд. руб., а чистая прибыль банка составила 9,615 млрд. руб. При этом ссудная задолженность банка за год увеличилась более чем на 70 % – до 176,44 млрд. руб., только в течение 2006 года частным лицам банк «Русский Стандарт» выдал 9 млн. кредитов более чем на $4,53 млрд.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1