В Томске сложилась сложная ситуация с тушением пожаров в высотных зданиях. При возникновении ЧС в высотках, из-за нехватки пожарных автомобилей с лестницей необходимой длины, подача воды будет возможна лишь не выше 10 этажа. Об этом говорилось 5 июня на пресс-конференции в главном управлении МЧС по Томской области.
В Томске сложилась сложная ситуация с тушением пожаров в высотных зданиях. При возникновении ЧС в высотках, из-за нехватки пожарных автомобилей с лестницей необходимой длины, подача воды будет возможна лишь не выше 10 этажа. Об этом говорилось 5 июня на пресс-конференции в главном управлении МЧС по Томской области.Стоит отметить, что первые высотки – жилые дома с 14-16-18 этажами начали строить в Томске в 2004 году. Тогда же сотрудники ГУ МЧС по Томской области забили тревогу – спасать людей в случае пожара с верхних этажей таких зданий будет проблематично. В 2005 году в Томске появился первый спецавтомобиль с 60-метровой лестницей, после чего администрация города официально заявила, что все выданные разрешения на строительство высоток теперь можно считать законными. И это при том, что автомобиль с длинной лестницей на весь город всего один, а домов выше 12 этажей уже несколько десятков. Четыре других оснащенных лестницей пожарных машины предназначены для спасания людей только в девятиэтажках. «Нам необходимо еще как минимум семь автомобилей, оборудованных 60-метровыми лестницами», – заявил «ФедералПресс» заместитель начальника главного управления МЧС по Томской области Иван Сучков.
Еще серьезную проблему, по словам Ивана Сучкова, представляет подача воды на верхние этажи томских высоток. Особенно сотрудников МЧС беспокоят планы строительных организаций возвести в Томске множество 25-этажных домов.
Как пояснили «ФедералПресс» в ГУ МЧС по Томской области, даже 60-метровые лестницы достают не выше 17 этажа. Чтобы снимать людей с большей высоты требуются 72-метровые телескопические подъемники – их хватает до 22-25 этажа. И на сегодняшний день это максимум, что может предложить мировая индустрия. Но и эти подъемники – эксклюзивная техника, которой даже в Европе – единицы.
«Теракт в Америке 11 сентября показал, что в случае катастрофы на этажах выше возможности лестниц сделать ничего нельзя. За зоной конвективных потоков (теплый воздух по законам физики поднимается вверх) снять людей с крыши, практически, невозможно. Вертолет просто упадет. Если катастрофа техническая, то эвакуация через крышу возможна, но только не в случае пожара», – прокомментировали в ГУ МЧС по Томской области.
При этом томские пожарные считают, что связывать высотное строительство с наличием в пожарных подразделениях высотной техники не совсем корректно. Во всем мире безопасность решается конструктивными вещами. Ее закладывают еще на стадии проектирования. Это и незадымляемые лестничные пролеты, и лифтовые шахты, которые в случае пожара превращаются в мощную вентиляционную систему.
Но самое главное – это строительство рядом с высотками пожарных депо. Или наоборот – высотки нужно строить только недалеко от пожарных частей. Расстояние, на котором высотки могут быть удалены от пожарных, определено законодательством – не дальше 3 километров от пожарной части. Причем, именно от той части, которая оснащена автомобилем с высотной лестницей.
В Томске, как уже упоминалось, подобное оборудование имеется в единственном экземпляре и находится в пожарной части по улице Лазо. А высотные дома выстроены в противоположной части города. Как было озвучено на пресс-конференции, 16 томских жилых многоэтажек построены не там, где надо. Это дома по проспекту Мира, улицам 30 лет Победы, Льва Толстого, Говорова. Что сейчас делать с ними, и что делать с теми домами, которые находятся в стадии строительства, а также с запроектированными высотками, в администрации Томска пока ответить не могут.