Top.Mail.Ru
Политика
Амурская область
0

Кожемяко делает ставку на Китай?

В отличие от предыдущего губернатора Николая Колесова, Олег Кожемяко начал свою деятельность с визита в Китай. Значит ли это, что Приамурье снова будет развиваться как, в первую очередь, приграничный регион России?

Несмотря на то, что Колесов обозначал взаимовыгодное сотрудничество с южным соседом в качестве одного из пяти пунктов своей экономической программы, ни он, ни его министры не предпринимали активных действий по его укреплению. Кожемяко, напротив, почти сразу после утверждения в должности губернатора Амурской области отправился в Китай. Причем не просто так, а в делегации, возглавляемой дальневосточным полпредом Президента Олегом Сафоновым, что в определенном смысле прибавляет начинающему главе амурского правительства аппаратного веса.

Несмотря на то, что Колесов обозначал взаимовыгодное сотрудничество с южным соседом в качестве одного из пяти пунктов своей экономической программы, ни он, ни его министры не предпринимали активных действий по его укреплению. Кожемяко, напротив, почти сразу после утверждения в должности губернатора Амурской области отправился в Китай. Причем не просто так, а в делегации, возглавляемой дальневосточным полпредом Президента Олегом Сафоновым, что в определенном смысле прибавляет начинающему главе амурского правительства аппаратного веса.

Понимая важность «китайского фактора», он оставил на посту сенатора Игоря Рогачева, который долгое время являлся российским послом в Поднебесной и по сей день обладает в чиновничьих кругах этой страны немалым авторитетом.

Не секрет, что значение нашей области в двусторонних отношениях России и КНР в ближайшие годы увеличится. Строительство первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» вышло на финишную прямую. В следующем году черное золото должно начать поступать в Сковородино, а затем потечет через Амур - на китайские нефтеперерабатывающие заводы.

Однако Олег Кожемяко, как и положено политику, призывает ставить не на сырье, а на высокотехнологичную продукцию. «Амурская область обладает большим потенциалом и возможностями для развития экономического сотрудничества с Китаем. Но это сотрудничество мы намерены осуществить не на основе транспортировки и продаже наших ресурсов, а на выгодных для нас поставках продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Это касается и леса, и сельскохозяйственных товаров, и энергетики», - отметил губернатор.

Кстати, одним из приоритетных направлений укрепления внешнеэкономических связей с Китаем российская стратегия развития до 2020 года называет «расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров». Сибирь и Дальний Восток, по замыслу Кремля, предполагается сделать житницей не только России, но и КНР. Идея – фантастическая, однако наступающий экономический кризис, вероятно, направит ситуацию в более привычное русло, и мы снова, как в начале 1990-х гг., будем покупать дешевые китайские продукты питания.

Впрочем, и без всяких кризисов экономическое сотрудничество с Китаем в Амурской области будто законсервировалось. Ни Леониду Короткову, ни Николаю Колесову не удалось решить застарелых проблем, накопившихся в этой сфере. Приамурье как гнало на экспорт круглый лес – так и гонит. Более того, бизнесмены из Поднебесной беспрепятственно входят в местный лесозаготовительный сектор, и недавний скандал в Февральске выявил данную тенденцию во всей ее негативной красе.

Экономисты из амурского правительства ходят кругами и последовательно наступают на одни и те же грабли. Когда стало ясно, что команда Колесова уходит, а приглашенные им инвесторы про Благовещенск забыли, в областной прессе зазвучала до боли знакомая «песня» о китайских инвестициях.

В конце октября министр экономического развития Александр Гришин провел переговоры с делегацией бизнесменов из провинции Хэбэй. Любопытно, что этих товарищей привезла одна известная в Приамурье туристическая фирма, которая находится под «протекторатом» бывшего заместителя Гришина по внешнеэкономической деятельности. Да и проекты, которые предполагается реализовать совместно с китайцами, напоминают птицу Феникс, в очередной раз возродившуюся из пепла. Чего стоит один стекольный завод в районе Райчихинска! Его «строят» уже больше десяти лет. Сюда же можно отнести и планы по выпуску машин на амурских предприятиях, и развитие нефтепереработки, и комбинаты по обработке леса – во все эти проекты на территории области товарищи из КНР уже «вкладывали» деньги, да только так ничего и не вложили.

«Богатство» воображения чиновников амурского минэкономразвития поражает. Неужели ничего нового нельзя было придумать? Хотя кое-что необычное на переговорах все-таки прозвучало – китайцы собрались строить цементный завод в поселке Чагоян (еще один проект, вынутый из нафталина), чтобы обеспечивать стройматериалами возведение космодрома «Восточный». Стратегический для России объект имеет все шансы оказаться… made in China!

Внешнеэкономическое сотрудничество в сфере выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью у нас в регионе понимается совершенно превратно. Речь по-прежнему идет о том, чтобы соседи на свои деньги создали в Приамурье предприятие, где  работали бы китайские рабочие, а производимые на нем товары – поставлялись бы в Китай. Область при таком сценарии может рассчитывать только на налоговые отчисления, да и то далеко не всегда. Если бы такой подход восторжествовал в масштабах России, то ее промышленность растащили по кусочкам японцы, финны, французы, индийцы и другие народы мира.

Логика государственного развития подсказывает совсем другую схему, при которой местные предприниматели создают в регионе современные производства, где трудятся амурчане, а продукт их труда идет на экспорт. Сможет ли новый губернатор реализовать подобную экономическую политику? На словах он ее уже декларировал. Посмотрим на его дела.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.