Кто и чему будет учить муниципалитеты и их глав в условиях кризиса. Какие задачи поставил Олег Чиркунов перед территориальным блоком администрации. У кого из глав будет больше шансов на политическое выживание. Что будет с фондом софинансирования. Как исполнительная власть намерена бороться с «издержками» 131-го ФЗ. До какого уровня губернатор намерен сокращать расходы на содержание аппарата. Всё это – в интервью экспертного канала «УралПолит.Ru» с заместителем председателя правительства Пермского края Яковом Силиным.
Кто и чему будет учить муниципалитеты и их глав в условиях кризиса. Какие задачи поставил Олег Чиркунов перед территориальным блоком администрации. У кого из глав будет больше шансов на политическое выживание. Что будет с фондом софинансирования. Как исполнительная власть намерена бороться с «издержками» 131-го ФЗ. До какого уровня губернатор намерен сокращать расходы на содержание аппарата. Всё это – в интервью экспертного канала «УралПолит.Ru» с заместителем председателя правительства Пермского края Яковом Силиным.
Вызов времени
– Яков Петрович, чем Вы можете объяснить несовпадение рекомендаций краевых властей и результатов муниципальных выборов?
– Полагаю, что посредством выборов жители территорий высказали свое отношение не только к кандидатам, но и к той экономической ситуации, которая сложилась сегодня в России. Причем не так страшен кризис, как его малюют. Настоящего кризиса еще нет. Но, заметьте, последние полгода с телеэкранов идет сплошной поток негативной информации. О кризисе говорят все кому не лень. Она давит на людей и уж оптимизма точно не добавляет. Настроение населения формируется под влиянием именно таких факторов. Оно-то и выплескивается на выборах. К этому добавляются и субъективные проблемы, ошибки конкретных руководителей и многое другое.
Что касается наших рекомендаций, то право власти субъекта – оценить работу главы. В Александровском районе мы негативно оценили деятельность руководства территории. Жители избрали нового главу. С нашей помощью он войдет в курс дел. А в Чайковском мы высказывались не против конкретной личности. Мы предупредили избирателей о возможных серьезных проблемах в столь сложный период, если не будет сохранена преемственность. Однако выбор всегда за жителями конкретной территории. Мы же будем работать с тем, кого избрали, и учить его управлять территорией. Нам всем давно пора осознать одну простую истину: как выбираем – так и живем!
– Чему же придется учить?
– Элементарным вещам: как собирать налоги, как управлять, как вести хозяйство, как распоряжаться бюджетом, как его пополнять, как решать социальные проблемы и т. д. Сейчас время диктует новые вызовы. В этой ситуации нам, конечно, было бы эффективнее работать с уже опытными людьми. Но пришел новый глава.
Думаю, адекватный человек, вошедший во власть, должен понимать, что ни одну из серьезных задач на своей территории невозможно реализовать без участия и поддержки правительства края. Таковы реалии, так сформирована вся бюджетная система, этого требует сама жизнь.
Смена глав произошла в 6 районах. Надеюсь, что новые руководители понимают, какую ответственность они взяли на себя и что им предстоит.
Достучаться до каждого поселения
– Как будет выстраиваться работа с муниципалитетами?
– Система работы с муниципалитетами в крае создана и работает эффективно. Губернатор поставил задачу в условиях кризиса оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. В частности, предстоит более предметно работать с поселениями. Раньше мы больше работали с муниципалитетами 2-го уровня – районами и городскими округами. Их 48. А муниципальных образований 1-го уровня, то есть поселений, – еще 311! Будем со всеми работать. Не через посредников, а напрямую. И в этом будут участвовать первые лица края. Особое значение приобретает проблема занятости населения.
Настройка вручную
– Значит, как в старые добрые времена, будете идеологически работать? И, учитывая первостепенные задачи в условиях кризиса максимального сокращения затрат на управление, текущих расходов и оперативного доведения важной информации до самых «низов», не станет ли 131-й ФЗ «тормозом перестройки»?
– Сегодня нам важно понять, какие нужно предпринять меры, чтобы минимизировать риски от созданной системы муниципальных образований. Для этого мы должны знать реальную ситуацию не только по городским округам и районам, но и в глубинке. Я сам много езжу по территориям. Мы постоянно проводим обучающие семинары. Система уже отработана. Другое дело, что теперь надо перенастроить ее на новые задачи, когда происходит ухудшение экономического положения и обостряются социальные проблемы. Чтобы понимать, когда произойдут негативные события и что необходимо предпринять для их смягчения и предотвращения.
– И что вы намерены сделать?
– Мы сократили расходы на содержание чиновников, создали дополнительную «подушку безопасности» в бюджете края и в каждом муниципалитете. Понимая, что нас ожидает впереди, мы провели перераспределение налогов, улучшив поступления в местные бюджеты, но при этом ужесточили контроль за расходованием бюджетных средств. В крае реализуется согласованная с главами территорий бюджетная политика. В частности, поставили новую задачу – по итогам первого полугодия 2009 года расходы на управление в территориях свести в среднем до 6,5 % от всех расходов бюджета муниципального образования. И если кто-то это не выполнит, тогда мы применим другого рода меры.
Глав разглядят под микроскопом
– Какие?
– Административные. Мы тогда проанализируем всю деятельность главы не просто пристально, а под микроскопом, особенно в дотационных территориях. Обратив внимание на расходование бюджетных средств по всем статьям. Ведь за исключением трех муниципалитетов в Пермском крае – все дотационные. Все сидят на «игле» краевого бюджета.
– Кому прежде всего стоит озадачиться по поводу «разглядывания под микроскопом»?
– Объективно проблемным территориям – это Гремячинский, Кизеловский, Александровский районы. Очень проблемный – Губахинский. Большие претензии у нас к его главе. В районе накопился ворох проблем. При этом только за прошлый год там не освоено 108 миллионов рублей из фонда софинансирования расходов. Надо было брать средства и решать проблемы прежде всего в Северо-Углеуральске.
О разумной мужицкой хватке
– На какие цели эти деньги предназначались?
– Как раз на хозяйство. Мы и требуем от глав, чтобы у них в территориях было светло и чисто в подъездах, котельные работали, дороги ремонтировались, школы и больницы были в нормальном состоянии. Великой политики мы от них не требуем.
В крае несколько лет уже действует уникальная система софинансирования расходов. На 75 % за счет краевого бюджета можно решать свои проблемы. И те главы, которые наиболее прагматичны, кто обладает разумной мужицкой хваткой, эти вопросы решали очень эффективно. И детские сады, и школы строили. Реконструировали массу объектов (хороший пример демонстрировали Пермский, Чайковский Октябрьский, Суксунский, Кудымкарский, Чусовской и ряд других районов, ЗАТО «Звёздный», г. Пермь, г. Соликамск и др.).
Так что когда мы критикуем кого-то из глав, то как раз за пассивную позицию. А иногда и говорим: «У вас была возможность, вы ее не использовали, так чего жалуетесь? Не получается нормально работать – пишите заявление об уходе!»
Фонд софинансирования создан. И весь профицит бюджета за последние три года использовался по заранее определенным правилам. Требование к главам было одно – готовьте проекты, берите деньги и реализуйте!
– И что, сейчас этого не будет?
– В настоящее время пока профицит бюджета не запланирован, но резерв в 3,5 миллиарда рублей с прошлого года на эти цели оставлен. Если экономическая ситуация резко ухудшится, то, возможно, мы и будем вводить какие-то ограничения, но только договорившись с главами. Точно так же, как мы договорились о расходах бюджета – мы завершаем старые объекты, новых пока не начинаем.
Не самый лучший результат, когда тебя бесславно отправят восвояси
– Яков Петрович, насколько актуальной остается проблема противостояния районного и городского уровней поселений?
– Пока эта проблема остается в Краснокамске, Чайковском, Добрянке, Кизеле. В Нытве были противоречия. Но глава района сейчас со своими проблемами справляется. И глава городского поселения – тоже. Могу сказать, что оба они точно владеют ситуацией.
Всем управленцам нужно понять, что каждого избрали на свой уровень власти и ответственности, и отнюдь не для удовлетворения неких властных амбиций. И если они не договорятся между собой, то работы эффективной не получится. В итоге люди их в следующий раз не изберут. И не самым лучшим результатом работы будет, когда тебя бесславно проводят восвояси.
Требует переосмысления и существующая система местного самоуправления в крае. Ее необходимо совершенствовать, в том числе и с учетом нарастающего кризиса. Она должна быть более эффективной, гибкой, позволяющей оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию, вызовы времени и запросы населения.
Усиление территориального блока правительства и администрации
– Яков Петрович, сейчас активно говорят о том, что Вы перейдете на работу заместителем руководителя администрации губернатора.
– Это будет решать Олег Анатольевич. Дальнейшие мои перспективы будут зависеть во многом от положения дел в крае, от политической ситуации в целом. На солидном властном уровне доверие первого лица – это всегда повышение.
В правительстве мне было поручено выстроить систему работы территориального блока. Задачи, поставленные губернатором и правительством края, в целом выполнены. Жизнь подтвердила, что сегодня это направление становится всё более важным.
Губернатором поставлены новые задачи. Решать их предстоит теперь уже в администрации губернатора. И не столь важно, в каком статусе.
О судьбе федерального центра в Чайковском
– Результаты выборов в Чайковском не повлияют на судьбу проекта федерального центра?
– Конечно нет. Новое руководство района будет отвечать на своем уровне, за свои инвестпроекты. Мы же сделаем так, чтобы у Москвы не возникло и тени сомнений в том, что Пермский край справится со всеми поставленными задачами. Все наиболее важные и значимые проекты для всего края находятся на особом контроле губернатора и правительства. За каждый проект несут персональную ответственность руководители краевого уровня.
– Благодарю за беседу, желаю успехов в непростое время!