Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

Непрерывность парков против переноса прибайкальских границ

В Иркутской области разгорается конфликт вокруг проекта изменения границ Прибайкальского национального парка

В ближайшие дни в Иркутске состоится заседание рабочей группы, которая должна выработать предложения по вопросу определения границ и режима использования земель, находящихся в составе Прибайкальского национального парка. Ей предстоит нелегкая задача – попытаться найти компромисс между сторонниками и противниками идеи провести своеобразный обмен территориями между Ольхонским районом и Прибайкальским национальным парком, которая была озвучена властями региона еще в начале марта. Противником этой идеи уже резко выступил местный Росприроднадзор, который вместе с экологическими организациями считает любое изменение границ особо охраняемой природной территории «масштабной акцией по легализации захвата земельных участков». Подробности в материале «ФедералПресс».

В ближайшие дни в Иркутске состоится заседание рабочей группы, которая должна выработать предложения по вопросу определения границ и режима использования земель, находящихся в составе Прибайкальского национального парка. Ей предстоит нелегкая задача – попытаться найти компромисс между сторонниками и противниками идеи провести своеобразный обмен территориями между Ольхонским районом и Прибайкальским национальным парком, которая была озвучена властями региона еще в начале марта. Противником этой идеи уже резко выступил местный Росприроднадзор, который вместе с экологическими организациями считает любое изменение границ особо охраняемой природной территории «масштабной акцией по легализации захвата земельных участков». Подробности в материале «ФедералПресс».

Рабочая группа, которая должна сформулировать предложения по вопросу определения границ Прибайкальского национального парка, была создана по поручению губернатора Иркутской области Игоря Есиповского в феврале 2009 года. Возглавил рабочую группу первый зампредседателя правительства Сергей Сокол.

Мало кто сомневается, что перед рабочей группой стоит титаническая задача. Она должна обсудить предложения, которые были озвучены на прошедшем 5 марта совещании, где присутствовали представители кадастровой службы, Росприроднадзора, чиновники области и Ольхонского района, представители службы архитектуры и представители туристического бизнеса. Тогда большинство сторон пришло к компромиссному решению – предложить произвести своеобразный обмен территориями между районом и Прибайкальским национальным парком. В район предлагалось отдать территории, попавшие под застройку и утратившие природоохранные функции, а парку – передать нетронутые земли муниципалитета.

Для реализации такого решения, как отметила Ольга Гайкова, министр природных ресурсов и экологии, необходимо провести инвентаризацию земель (на это потребуется от 20 до 50 млн рублей). А затем с результатами инвентаризации и предложениями по изменениям границ выходить с ходатайствами на Минсельхоз и Минприроды.

«Мы решили настаивать на инвентаризации в натуре земель, находящихся в приграничной зоне между Ольхонским районом и Прибайкальским нацпарком, – заявила на прошлой неделе Ольга Гайкова. – Это даст нам представление о состоянии всех участков и подскажет, каким способом ее лучше всего разрешить. На сегодня вопрос настолько запутанный, что решить его в рамках одного какого-то ведомства невозможно».

Яблоком раздора стали 110 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, которые расположены на территории Ольхонского района. Вялотекущий спор тянется с 1986 года, когда Совет министров РСФСР принял постановление о создании нацпарка, но сразу не определил географические координаты его границ – ни внешних, ни внутренних (на территории парка располагается более сорока поселений). Иначе говоря, была определена площадь национального парка. Однако где конкретно заканчивается его земля и начинаются владения районов и поселений, оставалось неясным.

В пользование нацпарка было передано три категории земель – лесного фонда, государственных земель запаса и территории сельхозназначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Впоследствии были определены границы лесного фонда и госрезерва. А вот межевания на землях сельхозназначения никто не проводил. Как пояснял тогда Владимир Грищенко, ныне экс-директор Прибайкальского нацпарка, на это просто не хватило денег.

Между тем начиная с 1990-х годов спорные земли стали застраиваться. Как рассказал заместитель главы Ольхонского района Анатолий Брагин, местная администрация в те годы стала выдавать разрешения частным компаниям на аренду участков, чтобы привлекать туристов и худо-бедно пополнять районный бюджет. Однако представители туркомпаний, арендующие такие участки, не могли регистрировать договоры аренды земель, так как эти территории не размежеваны и не внесены в кадастровый учет. Они также не имели права заниматься там рекреационной деятельностью, поскольку для этого надо перевести земли из категории сельскохозяйственных в категорию земель рекреации. Сделать это можно было лишь специальным постановлением Правительства РФ, поскольку нацпарк имеет федеральное подчинение. Добиться такого постановления для маленькой турфирмы нереально, и абсолютное большинство из них продолжали свое полулегальное существование. А нацпарк долгие годы смотрел на это сквозь пальцы, поскольку регулярно собирал с турфирм деньги якобы на охрану природы.

Однако в последние год-два эти участки стали местом столкновения интересов сразу нескольких сторон. По мнению экс-директора ПНП Владимира Грищенко, причиной тому стал космический рост цен на земли байкальского побережья и, соответственно, увеличение их инвестиционной привлекательности. Каждой заинтересованной стороне хочется получить по лакомому куску пирога.

Туристический бизнес категорически не желает терять средства, вложенные в строительство и развитие баз. Кроме того, он хочет определенности в своем будущем. Чтобы развиваться и продавать турпутевки, им необходима уверенность в том, что завтра их никто не «попросит освободить территорию». (А вероятность этого увеличивается прямо пропорционально стоимости сотки.) Поэтому они заинтересованы в скорейшей легализации своих баз, а значит, в пересмотре границ нацпарка.

В легализации турбаз заинтересована и администрация Ольхонского района – с тем, чтобы иметь возможность собирать налоги и пополнять свой бюджет. Пока не будет зарегистрированных договоров аренды, это невозможно. Кроме того, до 1 января 2010 года муниципалитету необходимо подготовить схему территориального планирования района, иначе он не сможет распоряжаться своими землями.

Свои интересы есть и у областной власти. В 2008 году территории Ольхонского района были предложены для включения в ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Этот шаг потребовал скорейшей легитимизации существующей там туристической инфраструктуры и вообще упорядочивания земельных отношений. Пойти по пути тотального сноса турбаз региональные власти не могут: постановления президента о поддержке малого бизнеса никто не отменял. Да и само областное правительство во всеуслышание объявило туризм приоритетным направлением экономики, а Ольхонский район – точкой роста отрасли. Да и в налогах с легализованных турфирм областной бюджет заинтересован не меньше муниципального: сейчас в областной казне складывается дефицит в 10 млрд рублей. Но и оставить базы в состоянии, в котором они находятся в районе сейчас – скворечники для людей, – власти не хотят.

Свои интересы имеются и у национального парка, причем, судя по всему, не только природоохранные. Еще несколько лет назад руководство Прибайкальского нацпарка выступило с инициативой передать ему права на ведение туристического бизнеса на территориях парка. Новый руководитель национального парка Олег Апанасик, вступивший в должность 15 апреля, одной из своей задач объявил развитие туристско-рекреационной деятельности.

Впрочем, все эти планы пока натолкнулись на непримиримую позицию контролирующих органов. Назначенный в начале 2009 года новый руководитель Росприроднадзора Александр Поляков выступает с публичными заявлениями, что 90 % турбаз в Ольхонском районе незаконны, а кроме того, опасны для жизни и здоровья отдыхающих, поскольку не отвечают элементарным нормам пожарной и санитарной безопасности и должны быть закрыты, а не легализованы. Поэтому границы нацпарка, по его мнению, должны быть проведены на основе постановления 1986 года. А освободившиеся от «сортирной архитектуры» земли надо передать крупным инвесторам, которые смогут создать на байкальском побережье современную инфраструктуру.

Позицию Росприроднадзора поддерживают и экологические организации – от «Байкальской экологической волны» до Гринписа. На минувшей неделе они направили письма в различные инстанции – от областного правительства до Генпрокуратуры – с призывом не допустить гибели ценных природоохранных территорий. Впрочем, подробно расписав, какую утрату понесла природа от неконтролируемой застройки (а ущерб и в самом деле колоссальный), экологи не представили своих предложений, что же делать с существующими базами и как разграничивать владения ПНП и Ольхонского района.

«ФедералПресс» продолжает следить за ситуацией.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.