В Перми произошло эпохальное событие - депутаты взяли на себя ответственность за отмену выборов мэра, приняв решение о внесении соответствующих поправок в устав. Эксперты полагают, что властями Пермского края было сделано всё для принятия решения об отмене выборов мэра, и это «добавило очков» Олегу Чиркунову в его небезосновательных претензиях на второй губернаторский срок: региональная власть безупречным образом обеспечила теперь уже бывшей либеральной столице место в федеральном тренде по созданию жесткой и управляемой вертикали. Не смотря на акции общественников и запоздалое негодование блогосферы, Пермь стала еще одним «законопослушным» субъектом с традиционной политической ориентацией. Об этом – в материале «ФедералПресс».
В Перми произошло эпохальное событие - депутаты взяли на себя ответственность за отмену выборов мэра, приняв решение о внесении соответствующих поправок в устав. Эксперты полагают, что властями Пермского края было сделано всё для принятия решения об отмене выборов мэра, и это «добавило очков» Олегу Чиркунову в его небезосновательных претензиях на второй губернаторский срок: региональная власть безупречным образом обеспечила теперь уже бывшей либеральной столице место в федеральном тренде по созданию жесткой и управляемой вертикали. Не смотря на акции общественников и запоздалое негодование блогосферы, Пермь стала еще одним «законопослушным» субъектом с традиционной политической ориентацией. Об этом – в материале «ФедералПресс».
Депутаты Пермской городской Думы вчера, 29 июня, на пленарном заседании большинством голосов отменили прямые всенародные выборы мэра. Против такого решения высказались лишь три депутата: Галина Слаутина, Вадим Смильгевич и Сергей Титов. Еще трое – воздержались: Владимир Логунов, Игорь Яковлев и Юрий Колчанов.
Таким образом, Пермь оказалась еще одним российским городом, где право выбора главы отдано узкому кругу лиц. Оппозиция из числа общественников заявила о своем намерении обжаловать решение пермских депутатов в Конституционном суде. В блогосфере высказано много слов разочарования, недоумения и возмущения. Тем не менее, эксперты «ФедералПресс» полагают, что, обеспечивая участие Перми в федеральном тренде по укреплению вертикали власти, повышению ее устойчивости, управляемости, прозрачности, а вместе с тем и безопасности, Чиркунов заработал дополнительные очки в своих небезосновательных в этом смысле претензиях на второй губернаторский срок. И в Перми уже мало кто сомневается в том, что Олег Анатольевич будет губернатором региона, сменившего благодаря его усилиям политическую ориентацию с «либеральной столицы» на «абсолютно традиционный и послушный субъект».
И хотя, с точки зрения Кремля, все выглядит более чем логично, депутат ЗС Пермского края Константин Окунев видит в тщательно спланированном и организованном решении опасность для самой же власти – и прежде всего региональной, поскольку именно она ближе для пермяков. «Отмена прямых выборов мэра окончательно поставила крест на Перми как «либеральной столице России», и Чиркунов показал, что никаким либералом он на самом деле никогда и не был, а лишь умело им прикидывался. Очевидно, что власть боится выборов и своего собственного народа», – сказал «ФедералПресс» депутат.
По информации собеседника, «Единая Россия» таким образом ставила задачу перед городским и краевым руководством: «Если сможете обеспечить победу мэра-единоросса на прямых выборах, то оставляйте прямые. Если не сможете – меняйте систему избрания». «На месте наших чиновников я бы серьезно подумал, какой путь избрать в дальнейшем – или начать потихоньку выпускать пар социального напряжения, или дальше пытаться замазывать и скрывать проблемы», – пояснил Константин Окунев.
Политолог Алексей Швайгерт не верит в возможность обжалования уже принятого решения в Конституционном суде. «Статья 36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» позволяет избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Сам закон был опубликован в октябре 2003 с отсрочкой вступления в силу до января 2006. Собственно, отмена прямых выборов мэра была возможна с января 2006. Слухи о том, что после отмены прямых выборов губернаторов придет черед мэров как минимум крупных городов, стали появляться в 2005 году. Получается, что второй президентский срок Путина стал отправной точкой для формирования управляемых регионов и муниципалитетов. Был избран самый доступный, малозатратный и результативный способ - поправки в законодательство. Не политическая дипломатия, политика сдержек и противовесов, а жесткая схема выстраивания механических отношений с субъектами РФ», – говорит Алексей Швайгерт.
Так, в 2007 году (то есть накануне выборов в Госдуму и выборов путинского преемника в 2008) в экспертном сообществе стали циркулировать слухи о том, что мэров крупных российских мегаполисов начнут лишать (в соответствии с 131-м ФЗ) прямой выборности. «Слава Богу, на тот момент системе не понадобился этот шаг – справлялся административно-бюрократический аппарат ЕР, этих вассалов своего господина. Но в середине 2008 года с началом кризиса стало понятно, что нужно доставать политические пассатижи и клещи, в том числе и для муниципальных образований», – сказал собеседник.
По его мнению, первой ласточкой стало послание Медведева как раз в октябре 2008, а именно пункт об отмене избирательного залога на российских выборах. С февраля 2009 эта поправка заработала, что существенно ограничило политические возможности самовыдвиженцев. «Потому что оставшийся у них способ стать зарегистрированными кандидатами - это сбор подписей. Прошедшие циклы выборов дают очень четкую картину происходящего – самовыдвиженцы «пачкам» не доходят до финиша избирательной гонки, зачастую их «оптом» снимают с предвыборной дистанции, выявляя «недействительные» подписи или «неправильно оформленные подписные листы», – считает он.
Следующей «дубинкой», по мнению Швайгерта, стала 36 статья того самого 131 ФЗ. «Немного внешнего воздействия – и прямые выборы мэров уже становятся сном. Известный московский правозащитник и политический юрист Андрей Бузин хорошо сказал на этот счет: «Фактически сейчас избирательное законодательство позволяет отказать в регистрации по подписям всегда».
По мнению политолога, вчерашнее решение ПГД – это подготовка в том числе и к циклу новых выборов. «Новый цикл «больших выборов» 2011-2012 потребовал от существующего режима новых технологий закручивания гаек, теперь на уровне МСУ. Лояльность, подчиненность и прозрачность принимаемых решений, высшая степень «вертикализации» власти – вот что нужно успеть провернуть к выборам в Госдуму и выборам президента», – отмечает Алексей Швайгерт.
По словам политолога, намерение власти – исключить всякие «фокусы», несистемные проявления выборов от которых страдает высшая власть, «полностью выстроенная за счет манипулятивного управления страной». «Короче, фараону и высшим жрецам нужно пожертвовать, преподнести местное самоуправление «сильной прожарки». Вот и «жарят» мэров крупных городов, пока, в основном, областных центров... Из последнего - Курган, Челябинск, Пермь. Идет война за отмену прямых выборов в Екатеринбурге».
«Таким образом, – считает политолог, – отрабатывается федеральный «заказ», – через губернаторов и региональные отделения ЕР. Процесс одномоментно запущен по всей стране. В случае с Пермью «в дамках» остаются и нынешний мэр Шубин – есть надежда вновь возглавить город, будучи избранным из числа депутатов, и не переживать «кошмар» прямых выборов в 2006, когда удача висела на волоске....»
Кроме того дополнительные очки заработал и Олег Чиркунов – за быстрое исполнение поставленной свыше задачи.