Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Главный документ губернатора Мишарина

Голосуем за Устав: ключевые отличия двух проектов

Настоящая аппаратная борьба развернулась в свердловском заксобрании и администрации губернатора. Два проекта нового устава региона предлагают принципиально разные реформы региональных органов власти. Пока вопрос о рассмотрении труда оппозиционеров решает регламентная комиссия, «УралПолит.Ru» внимательно изучил оба документа и разобрался, почему один законопроект ущемляет права избирателей, а другой «не потянет» региональный бюджет. Подробности —­ в материале «УралПолит.Ru».

Настоящая аппаратная борьба развернулась в свердловском заксобрании и администрации губернатора. Два проекта нового устава региона предлагают принципиально разные реформы региональных органов власти. Пока вопрос о рассмотрении труда оппозиционеров решает регламентная комиссия, «УралПолит.Ru» внимательно изучил оба документа и разобрался, почему один законопроект ущемляет права избирателей, а другой «не потянет» региональный бюджет. Подробности ­ — в материале «УралПолит.Ru».

Уставные думы 

О своем желании внести изменения в главный документ Свердловской области Александр Мишарин заявил еще в ходе первого выступления перед депутатами. Масштаб предполагаемых изменений до последнего хранился в секрете. Несколько недель назад за подписью главы региона в облдуму поступил революционный вариант Устава. В этот же день три оппозиционные фракции в облдуме, оскорбленные невниманием к своим поправкам со стороны прогубернаторских законодателей, внесли аналогичный законопроект. Глава коммунистов в облдуме Андрей Альшевских в своем блоге пояснил, что оппозиционный законопроект попросту объединяет все поправки трех фракций, которые не были услышаны в ходе работы над новой версией устава. «Тот законопроект, который внес губернатор, нас не совсем устраивает», ­ — объяснил законодательную инициативу коллег лидер свердловских либерал-демократов Владимир Таскаев

На самом деле различия двух документов сводятся к принципиальным моментам: реформе законодательной власти, реформе исполнительной власти и формату переходного периода.


Проект КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»

Проект губернатора Александра Мишарина

Законодательная власть

Однопалатный парламент. 49 депутатов, все избираются по партийным спискам на освобожденной основе. Срок полномочий ­ — 5 лет. Кворум заседания ­ — 2/3 от числа депутатов Однопалатный парламент. 49 депутатов законодательного собрания. 28 депутатов избираются по партийным спискам и работают на освобожденной основе, 21 депутат избирается по пропорциональной системе и работает на не освобожденной основе. Срок полномочий депутатов ­ — 5 лет. Кворум заседания ­ — ­ 50 % от числа депутатов

Исполнительная власть

Глава региона в обязательном порядке совмещает должности губернатора и председателя правительства. Срок полномочий ­ — 5 лет

Глава региона по своему указу вправе совмещать должности губернатора и председателя правительства. Срок полномочий ­ — 5 лет

Переходный период

Выборы депутатов обеих палат, избранных в 2008 году, проходят в марте 2012 года сроком на два года. В марте 2014 года проходят выборы 49 депутатов нового Законодательного собрания

Выборы 49 депутатов пройдут в марте 2012 года. Депутаты областной думы, избранные в марте 2010 года сохранят свои полномочия до 2014 года. Таким образом, с 2012 года по 2014 год в Законодательном собрании будет 63 депутата


Представители трех оппозиционных партий настаивают на том, что изменения, изложенные в законопроекте губернатора Мишарина, направлены на «техническое блокирование» оппозиции, которая в последнее время набирает вес. «Нас категорически не устраивает смешанная форма, мы всегда говорили о необходимости избрания депутатов по партийным спискам. Кроме того они предлагают установить кворум ­ 50 % депутатов, мы настаиваем на 2/3. Они чувствуют, что потеряли свой вес, опасаются нас и хотят технически нас победить!» ­ — категорично заявил Владимир Таскаев. На это представители «Единой России» заявляют, что понижение планки кворума необходимо для того, чтобы оптимизировать работу законодательного собрания. «В московской думе, например, считается явка только при голосовании. Например, выйдет Баланов, начнет об ЛДПР рассказывать, а мне это зачем? Я спускаюсь в зал, объявляется голосование — я поднимаюсь и голосую. Они же предлагают постоянное присутствие в зале, это бессмысленно, особенно когда думу начинают превращать в место для политических выступлений», — считает Владимир Машков.

Лидер свердловских эсеров Александр Бурков настаивает на том, что после объединения палат присутствие депутатов-одномандатников просто теряет свой первоначальный смысл. «Да, мы предлагаем избирать депутатов только по партийным спискам. Хотя я считаю, что нынешняя система работает хорошо. «Наверху» сидят представители городов, которые являлись своеобразным фильтром для политических решений, принимаемых нижней палатой. Но когда мы сводим их в одну палату, мы лишаем их возможности блокировать такие политические решения», — ­ заявил Бурков корреспонденту «УралПолит.Ru».

Единороссы при этом утверждают, что предложения оппозиционеров относительно выборов лишь по партийным спискам ущемляют права избирателей, не принадлежащих ни к одной политической партии: «Я принципиально не согласен с тем, что 100 % мандатов должны идти по партийным спискам. Это позиция не только члена партии, но и гражданина. В области тысяч 60 членов партии, 55 из них — представители «Единой России», а всего жителей больше 4 миллионов», ­ — заявил корреспонденту «УралПолит.Ru» руководитель фракции «Единая Россия» в облдуме Владимир Машков.

Что касается исполнительной власти, тот тут стороны нашли относительное равновесие, закрепив в проекте устава норму о том, что губернатор вправе (при желании и наличии соответствующего указа) совмещать должности главы региона и председателя правительства.

«Золотой» переходный период

Самым острым вопросом на сегодняшний день остается переходный период. Часть оппозиционеров утверждает, что предложенный Мишариным вариант, согласно которому в течение двух лет (2012—2014 годы) в заксобрании будут заседать 65 народных избранников, слишком затратный для областного бюджета. «Переходный период, предложенный губернатором, более трудный в бюджетном плане. Ведь 63 депутата, ­ увеличение бюджета, увеличение аппарата, увеличение количества мест, еще, не дай бог, новое здание придется строить!» ­ — уверен Александр Бурков.

Противники этой идеи есть и среди оппозиционеров. «Закон позволит нам довести количество депутатов до 110; если мы хотим реально управлять территорией области, нам надо увеличивать количество депутатов. Давайте экономить в других местах. Говорим: «Дорого», а потом обижаемся, что депутаты не работают, не успевают», — ­ заявил Владимир Таскаев.

Переходный период, предложенный оппозиционерами, станет гораздо экономичнее, однако вряд ли кто-то из партий захочет вкладываться в избирательную кампанию в 2012 году при том, что срок депутатских полномочий будет всего два года.

Отсюда вытекает логичный вопрос, насколько вообще необходима такая радикальная и финансово затратная реформа. «Я вообще не вижу необходимости менять устав. Наш,­ отточенный, работает 14 лет и показал свою эффективность. Ведь у нас даже на федеральном уровне двухпалатную систему не меняют», — ­ уверен Александр Бурков. Ранее этой же позиции придерживался экс-губернатор Эдуард Россель, однако мода на обновление органов госвласти, инициированная федеральным руководством, свидетельствует о том, что без изменений Свердловской области в ближайшее время не обойтись.

Резюме

На данный момент комиссия по регламенту «зарубила» проект КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», не допустив его к рассмотрению на ближайшем заседании облдумы, оставив последнее слово за председателем думы Еленой Чечуновой. Радикально настроенные оппозиционеры утверждают, что в ходе обсуждения законопроекта будут голосовать категорически против. 

Для того, чтобы законопроект был одобрен в первом чтении, его должны поддержать 19 депутатов, тогда как «Единая Россия» насчитывает 12 депутатов. Сейчас представители партии власти начинают активные переговоры по «вербовке» оппозиционеров. «Уже сейчас Краснолобов и Коньков говорят, что обо всем «договорились», ­ — рассказывают «УралПолит.Ru» источники в заксобрании. Представители ЛДПР и «Справедливой России» также ненавязчиво намекают на то, что примут решение относительно голосования «по итогам консультаций с губернатором и руководством партии». В связи с этим свердловские депутаты в неофициальных разговорах признаются, что 6 июля «губернаторский устав» все-таки будет одобрен в первом чтении.

«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.