В новых экономических и социальных условиях «суровое уральское лицо» Свердловской области перестало отвечать требованиям времени. Оно должно меняться для повышения инвестиционной привлекательности региона. Отставание особенно заметно на фоне более успешных в плане продвижения соседей — Тюменской области и Пермского края. Способы решения проблемы обсуждали участники круглого стола «Взаимодействие СМИ, бизнеса и власти в вопросах продвижения Свердловской области и ее брендов», который прошел в екатеринбургском «ФедералПресс-Центре».
В новых экономических и социальных условиях «суровое уральское лицо» Свердловской области перестало отвечать требованиям времени. Оно должно меняться для повышения инвестиционной привлекательности региона. Отставание особенно заметно на фоне более успешных в плане продвижения соседей — Тюменской области и Пермского края. Способы решения проблемы обсуждали участники круглого стола «Взаимодействие СМИ, бизнеса и власти в вопросах продвижения Свердловской области и ее брендов», который прошел в екатеринбургском «ФедералПресс-Центре».В обсуждении вопроса приняли участие представители власти и бизнеса, СМИ, эксперты в области науки и культуры. Мнения относительно ключевого вопроса – необходимости появления территориального бренда – сразу же разошлись. Областное правительство, по мнению большинства спикеров, самоустранилось от решения этой задачи, что проявилось, в частности, в том, что его представители проигнорировали приглашение на круглый стол. Региональные власти до сих пор не ставят перед бизнесом, СМИ и общественностью задач по созданию и продвижению имиджа региона, чем в очередной раз демонстрируют неспособность решать актуальные вопросы и отсутствие профессиональных кадров.
Помимо пассивности представителей областных властей есть и другие проблемы: общественный деятель Павел Неверов отметил, что представители бизнеса не видят необходимости в создании территориального бренда, если не чувствуют от этого прямой выгоды для своего дела.
По мнению Павла Неверова, не стоит рассчитывать на помощь правительства, в большей степени имеет смысл использовать достижения промышленности и бизнеса. Например, большой потенциал в плане развития привлекательности региона имеют рейтинговые мероприятия, подобные выставке «Иннопром», но одного этого недостаточно для создания многогранного образа.
На Урале должно быть «комфортно, чисто, интересно и задорно», уверен он. «Для каждого из нас есть своя Свердловская область. У кого-то регион ассоциируется с расстрелом Романовых, а у кого-то — с Уралмашзаводом. Идеи необходимо сплавить в общем котле. Нам надо надо идти не от границ и разделения, а создавать точку соединения. Все уже есть, просто надо действовать, а не говорить. Идеальный вариант — возникновение большого количества инициативных групп, чтобы власти оставалось только «красиво упаковать» то, что уже сделано», – заявил Неверов.
Генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Ерёмин, выступая на круглом столе, отметил, что наличие большого числа инициативных групп само по себе также недостаточно. «В Тюмени заказчиком создания бренда региона выступает власть. А у нас в Свердловской области кто главный по этому вопросу? – задал он риторический вопрос, который остался открытым. – Я считаю целесообразным создать координационный центр, где будут сконцентрированы все разработки по этому направлению. В противном случае мы с вами проведем еще 22 круглых стола, но этим дело и ограничится».
Промышленность, бизнес и культура региона не смогут заявить о себе без участия средств массовой информации, уверен член Общественной палаты Свердловской области, фронтмен рок-группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. По его мнению, СМИ часто игнорируют перспективные гражданские инициативы, поскольку не заинтересованы лично в продвижении региона и создании его бренда.
«У нас всегда была более выгодная позиция по культуре по сравнению с соседними регионами, но мы об этом не говорим! – заявил Сергей Бобунец. – Мы забываем, что кроме расстрела Романовых и статуса родины Ельцина, у нас есть замечательный бренд – Свердловский рок-клуб. Рок-клуба нет уже 20 лет, а память о нем жива. Вторая волна свердловского рока – например, Чичерина, – во многом появилась благодаря старому рок-клубу и людям, которые были нашими слушателями, а сейчас работают в СМИ».
Бренд под названием «Чайф», по мнению Бобунца, сегодня более известен, чем «Уралмаш», хотя никогда не пользовался поддержкой государства. «Здесь говорилось о том, что нам необходимо нечто, что можно потрогать руками. Так вот группа «Чайф» не имеет ни одного подтверждения их заслуг от региональной власти! Мы пытались представить их к какой-то награде, но вы не представляете, сколько для этого нужно бумаг. Вся страна их видит, а областные власти – нет. Другие регионы вытаскивают даже то, чего у них нет, а мы о своих молчим», – посетовал музыкант.
Председатель РАСО Алексей Глазырин в своем выступлении отметил, что существует два вида брендов: те, которые создаются здесь сами, естественным путем, самородки — например, группа «Чайф», и те, которые созданы по чьему-то «политическому заказу». В качестве крайне успешного примера территориального бренда эксперт привел Шотландию «с гордыми свободолюбивыми горцами в кильтах, романтическими замками и вискариком». «Все это создано Вальтером Скоттом в начале 19 века. До этого не было никакой Шотландии в нашем понимании. Были бегающие по горам голодные бандформирования, больше ничего. Необходимо работать и искать новые решения. Я вижу, что «ФедералПресс» готов поддерживать идеи, направленные на решение этого вопроса», – заявил Алексей Глазырин.
Проблемы с презентацией региона особенно заметны на фоне соседних регионов, уверена проректор УрФУ по информационной политике Раиса Иваницкая. По ее данным, Пермский край и Тюменская область серьезно обогнали Средний Урал по продвижению. В частности, Тюмень крайне успешно повышает свою инвестиционную привлекательность (на это направлена политика региональных властей). По мнению Раисы Иваницкой, все силы, заинтересованные в создании привлекательного образа региона, должны объединить усилия и наладить эффективную работу со СМИ, которые являются необходимой составляющей для успешного продвижения. «Я много лет занималась журналистикой, и со своей стороны готова предоставить любую помощь тем, кому она необходима в данном вопросе», – заявила Раиса Людвиговна.
Проректор УрФУ заявила, что очень многие гражданские инициативы, способные стать брендовыми для региона, остаются незамеченными из-за неумения их разработчиков грамотно наладить взаимодействие со СМИ. Раиса Иваницкая подчеркнула, что задумываться об информационном освещении какого-либо проекта следует на стадии разработки его плана. Впервые сообщать миру о своем существовании в итоговом пресс-релизе по завершении какого-либо проекта, по ее словам, ошибка. «Понятно, что, допустим, группа экологов не может позволить себе собственного пиар-менеджера. Но кто-то должен этим заниматься, например, можно привлекать студентов», – подчеркнула Раиса Иваницкая.
Позицию аппарата главного федерального инспектора по Свердловской области на круглом столе представил советник ГФИ Сергей Опарин. По его словам, в аппарате ГФИ действительно нет структуры, которая бы специально занималась созданием и продвижением бренда региона, он всегда готов поддержать перспективную инициативу. «От имени аппарата ГФИ я могу сказать, что мы готовы вести работу с коллективом людей, которые имеют конкретный план и знают, что они будут делать, прямо поквартально, – заявил он. – Мы готовы создать и оформить рабочую группу, лишь бы она не была «мертворожденной».
Генеральный продюсер «Областного телевидения» Олег Ракович заявил, что самые успешные территориальные бренды в мире чаще всего возникали стихийно: в качестве примера он привел Эйфелеву башню, которая изначально была построена для Международной выставки 1900 года. Он напомнил, что в первые годы существования башня подвергалась резкой критике, тогда как сейчас продажа сувениров с ее изображением приносит миллионы евро. Профессор кафедры ИМК и брендинга УрГУ Татьяна Быстрова согласилась с необходимостью визуализации бренда региона, но подчеркнула, что следует избегать штампов. «Лично я запретила своим студентам при разработке символики региона использовать гранит, змеевик, ящериц и тому подобное», – подчеркнула профессор. Кроме того, Татьяна Быстрова отметила, что хотя занимается проблемой ребрендинга Свердловской области уже много лет, до сих пор не знакома с большей частью своих единомышленников, так как отсутствует координация этого процесса.
«Итак, то, что нам надо — назначить главного «брендера» Урала!» – резюмировал Алексей Глазырин. После оживленной дискуссии участники выдвинули предложение о создании неформального координационного центра по разработке бренда Свердловской области на базе РИА «ФедералПресс». Генеральный директор агентства Иван Ерёмин предложил создать на портале «ФедералПресс» раздел, в котором каждый желающий сможет ознакомиться с постоянно пополняемой базой региональных брендов: таких как «Чайф», «Иннопром» и т.д. Также на сайте будет создан каталог экспертов, занимающихся разработкой бренда области. Таким образом, возникнет постоянно действующая виртуальная площадка для работы экспертов, которые пожелают войти в состав неформальной «бренд-группы».
Для оценки работы структур, которые формируют образ Свердловской области, рейтинговый центр «ФедералПресс» в следующем году проведет премию «Бренды Среднего Урала», сообщил генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Ерёмин. Она будет способствовать продвижению на федеральном уровне как уникальных культурных, бизнес-, научных, спортивных и других брендов региона, так и всей области в целом.
Первые практические результаты круглого стола не замедлили проявиться сразу после его окончания: член Общественной палаты Сергей Бобунец обратился к Раисе Иваницкой за консультацией по взаимодействию со СМИ. Неформальная координационная группа «брендеров» Свердловской области начала работу.