Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

«Экономические преступления легко загладить деньгами, а не уголовными делами»

Андрей Назаров, Ассоциация юристов России
Должно отсутствовать необоснованное уголовное преследование предпринимателя

На форуме ПМЭФ-2016 корреспондент ФедералПресс пообщался с кандидатом политических наук, сопредседателем общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Андреем Назаровым о безопасности ведения бизнеса в России:

«Одним из важнейших факторов инвестиционной привлекательности любой страны является, конечно, безопасность ведения бизнеса. Бизнес это и бытовые угрозы, и законодательные угрозы и правоприменительные угрозы. Есть ряд стран, где маржинальность очень большая. И из-за сложностей, угроз и отсутствия безопасности туда капиталы не идут. Наша страна, конечно, не является таковой. Бытовая безопасность у нас уже на высоком уровне. Остается только ряд нерешенных вопросов со стороны законодательства и правоприменения.

Надо отметить, что наше уголовное законодательство было сформировано людьми, вышедшими из советской системы. И получается, что почти все, что появилось в постсоветское время в уголовном законодательстве – оно, конечно, было близко к тому, что было при Союзе. Но в советское время действия предпринимателей были запрещены, а людей наказывали до 10 лет лишения свободы за спекуляцию. Но и в сегодняшнем современном уголовном кодексе по многим экономическим преступлениям наказания остаются такими же жесткими – по многим тоже до 7-10 лет лишения свободы.

Должно отсутствовать необоснованное уголовное преследование предпринимателя. Если же преследование обоснованно, то оно должно наказываться соответственно общественной опасности. Степень общественной опасности экономических преступлений, на наш взгляд, гораздо ниже других общеуголовных преступлений. По одной простой причине – достаточно легко решить проблемы от них. Теракт и убийство нельзя измерить никакими деньгами, государство должно это жестоко подавлять и наказывать. Но экономические преступления легко загладить – достаточно погасить от них ущерб, заплатив государству штраф. А раз так, то лишение свободы, тем более на длительные сроки нецелесообразно.

Надо отметить, что за последние четыре года, когда появился институт уполномоченного, появился очень четкий анализ ситуации. Теперь работа всегда строится в треугольнике. Это предпринимательское сообщество, которое, так или иначе, сформировало за эти годы свои общественные институты. Аппарат уполномоченного и Генпрокуратура.

За последние семь лет более 300 статей уголовного кодекса были изменены  в либеральную сторону. Тем не менее, сегодня ситуация еще не переломлена. И, конечно, вы слышали, как президент сказал в послании, что 200 тысяч уголовных дел возбуждается в год по экономическим преступлениям. Это колоссальная цифра. Конечно, было отмечено, что только треть из них доходит до суда. С одной стороны, это хорошо, потому что не судят людей. Но с другой – плохо, потому что эти 200 тысяч уголовных дел существуют. А у нас есть четкая статистика, что если уголовное преследование предпринимателя состоялось, то сохранить бизнес умудряются только 10% предпринимателей. Получается , что 90% теряют бизнес полностью или частично.

Уголовное преследование уже само по себе очень разрушающий фактор, даже если дело не дошло до суда. И, надо отметить, что многие на самом деле не виновные люди оказываются под уголовным преследованием. Сегодня президент внес законопроект, который охватывает еще несколько уголовных статей. Меняется ущерб в сторону увеличения, чтобы за мелкие суммы люди не были привлечены к уголовной ответственности, чтобы можно было прекратить преследование на этапе следствия. Это очень правильный и своевременный шаг. Но, конечно, мы хотели бы, чтобы это было более радикально, чтобы у каждого предпринимателя было понимание, что он всегда может выйти из этой ситуации без лишения свободы, что он всегда может, возместив ущерб и заплатив штраф, оказаться на свободе.

У нас в стране действует амнистия капиталов. Она была поддержана в виде закона и с нового года было ее продление еще на шесть месяцев. Но, к сожалению, надо признать, что цифры не зашкаливают. Несколько сотен декларантов – это, конечно, гораздо меньше, чем мы ожидали. Мы думали, будут тысячи или десятки тысяч бизнесменов, которые этим воспользуются. Анализ этого закона показал, что гарантий на безопасность недостаточно. Нам бы хотелось, чтобы эти гарантии были выстроены таким образом, чтобы и во время экономической амнистии каждый декларант мог не бояться за себя и за свои капиталы.

Мы предлагаем, чтобы каждое возбуждение уголовного дела против людей, задекларировавших свои капиталы, шло через генерального прокурора РФ».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.