Top.Mail.Ru
Финансы
ЦФО
0

«Кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов регионов и не снижают уровень долга»

По данным последнего исследования Национального Рейтингового Агентства (НРА) Из 25 регионов с долговой нагрузкой, превышающей 85% от доходов бюджета, в течение января-сентября 2016 года снизить госдолг удалось только трем регионам, еще в двух госдолг сохранился на прежнем уровне. В оставшихся 20 регионах госдолг продолжает расти. Кроме того, Минфин РФ оценивает систему управления финансами в 11 из этих 25 регионов как низкокачественную и (или) нарушающую соглашения о предоставлении бюджетных кредитов. Комментирует Александр Пахалов, ведущий специалист Методического департамента Национального Рейтингового Агентства (НРА):

«На федеральном уровне (в Минфине, Совете Федерации и Госдуме) уже давно обсуждаются способы финансового оздоровления регионов с максимальной долговой нагрузкой. Среди возможных способов рассматривается в том числе и замещение коммерческих кредитов бюджетными. Предполагается, что более низкая стоимость обслуживания бюджетных кредитов (ставка по ним равна 0,1% годовых) позволит регионам постепенно направлять ресурсы на погашение «тела» долга. Однако на практике этого не происходит: бюджетные кредиты приходят на смену кредитам коммерческих банков, однако совокупная долговая нагрузка в «проблемных» регионах не только не снижается, но и продолжает расти.

Рост долговой нагрузки в «проблемных» регионах может быть связан с тем, что регионы воспринимают бюджетные кредиты не в качестве инструмента реструктуризации долговой нагрузки, а в качестве дополнительных денег из федерального бюджета для решения текущих задач. Фактически региональный госдолг превращается из рыночного долгового инструмента в дополнительный механизм межбюджетных трансфертов, единственным отличием которого от субсидий и дотаций является его платность.

Однако ставка по бюджетным кредитам настолько низкая, что на практике бюджетные кредиты являются для регионов бесплатным инструментом. Единственным реальным обременением для региона, получающего бюджетный кредит, является соглашение с Минфином, в котором прописываются целевые значения бюджетных показателей. Однако на практике регионы не достигают этих значений.

В сентябре Минфин России опубликовал результаты мониторинга качества управления финансами в регионах по итогам 2015 года. Оказалось, что 14 субъектов России, получающих бюджетные кредиты на погашение рыночных заимствований, нарушают условия по предоставлению кредитных ресурсов из федерального бюджета, причем в половине этих субъектов (7 из 14) нарушения фиксируются уже второй год подряд. В числе «злостных» нарушителей – Забайкальский край, Краснодарский край, Псковская область, Марий Эл, Мордовия и Хакасия. Все перечисленные регионы автоматически были отнесены Минфином к категории «субъектов РФ с низким качеством управления государственными финансами».
До настоящего момента Минфин не вводит иных санкций в отношении регионов, хронически нарушающих соглашения по бюджетному кредитованию. Министерство лишь направляет регионам информацию о результатах оценки качества и рекомендации по повышению качества управления финансами, в дальнейшем отслеживая ход выполнения регионами направленных рекомендаций. Однако можно ожидать, что в дальнейшем Минфин может пойти на приостановку или сокращения бюджетного кредитования регионов-нарушителей. Фактически в этих регионах не происходит оздоровления региональных финансов, бюджетные кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов и не снижают уровень долговой нагрузки».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.