Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Перед алюминиевой индустрией стоят непростые вызовы»

Алюминиевая отрасль – одна из ключевых в цветной металлургии России. О том, каким был для нее 2016 г. и какие задачи предстоят ей решить в 2017 г., разбирался Леонид Хазанов, заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт»:

«Прошедший год был, безусловно, непростым для производства алюминия и продукции его глубокой переработки в нашей стране. С одной стороны, в динамике цен на алюминий на LME на протяжении всего 2016 г. прослеживалась тенденция к росту, и в конце декабря он стоил $1,688 тыс. за 1 т против $1,465 тыс. в начале года.

С другой стороны, имело место сокращение емкости внутреннего рынка, вызванное спадом в ряде его сегментов, в частности, в строительстве и автомобилестроении, которое, впрочем, было компенсировано уменьшением импорта вследствие эффекта девальвации рубля.

Более того, несмотря на сложную конъюнктуру на внутреннем рынке, отечественные предприятия не только ни останавливали производство, но и сумели обеспечить приемлемый уровень его загрузки. Отдельные из них реализовывали инвестиционные проекты, например, в феврале 2016 г. Русал начал на Кандалакшском алюминиевом заводе выпуск катанки из сплавов серии 8ххх, а в мае объявил о достижении с компанией Элка-Кабель договоренностей об организации совместного предприятия по производству алюминиевых кабелей на базе Богословского алюминиевого завода. В июне предприятие «Русский радиатор», созданное Русалом и группой Элсо на площадке Надвоицкого алюминиевого завода, сделало свой первый алюминиевый радиаторы, приступили к рекламе радиаторов, в октябре на Саяногорском алюминиевом заводе заработал электролизер нового поколения РА-550.

Каменск-Уральский металлургический завод продолжил строительство второй очереди нового прокатного комплекса, призванного снабжать высококачественными алюминиевыми листами, плитами и лентами предприятия авиастроения, судостроения и пр.

Кроме того, российские производители в 2016 г. прилагали усилия для освоения новых сегментов рынка, укрепления сотрудничества с конечными потребителями, активизировали экспортные поставки, благо девальвация рубля сделала их продукцию более привлекательной по цене.

Собственно говоря, и ранее за границу экспортировался первичный и вторичный алюминий, плоский алюминиевый прокат, теперь же отдельные экструзионные предприятия стали посильнее продвигать свои алюминиевые профили заграницу, главным образом, в Европу. И пускай их там никто не ждал, тем не менее, они добились определенных положительных результатов.

За последние же месяцы 2016 г. экономика и промышленность, судя по их динамике, приспособились к сложившимся условиям и начали демонстрировать признаки восстановления, хотя и не быстрого, как хотелось бы.

В наступившем же 2017 г. предприятиям отечественной алюминиевой индустрии предстоит решить немало задач. Среди них – сохранение и рост уровня производства, расширение продаж внутри России и за ее пределами, освоение выпуска новых видов алюминиевой продукции, модернизация и обновление технологических мощностей.

И, как ни странно, сейчас для этого самое подходящее время, поскольку фактически сформированы предпосылки для бурного развития алюминиевой отрасли в ближайшие годы: на федеральном уровне создана система государственной поддержки российских производителей, им предоставляют преференции и льготы в регионах России.

К тому же, в нашей стране взят курс на импортозамещение и оно постепенно идет вперед. Когда рынок покинули или сдали позиции заграничные игроки, у национальных производителей появляется отличный шанс занять высвобождающиеся ниши!

Огромные возможности кроются в кооперации предприятий. Достаточно упомянуть «теплое» алюминиевое окно, разработанное при совместном участии Красноярского металлургического завода, Реалита, группы Мастер или алюминиевый велосипед, создаваемый Русалом, Татпрофом и компанией Веломоторс.

Нельзя сбрасывать со счетов и роль общественных объединений, недаром, в июне 2016 г. правительство Красноярского края, Алюминиевая Ассоциация и Русал подписали протокол об организации инновационной промышленной территории «Алюминиевая долина», ядром которой призваны быть Красноярский алюминиевый и металлургический заводы. По сути, речь идет об образовании особой экономической зоны, в которой может быть создан мощный комплекс предприятий по глубокой переработке алюминия.

Крайне важно серьезно обновить нормативно-техническую базу, актуализировав существующие и подготовив новые стандарты по применению алюминиевых изделий. Требуется сделать более рациональным исчисление и уплату налога на добавленную стоимость при их продажах на мировой рынок – действующий порядок неудобен малым производителям и мешает их экспортной экспансии.

Конечно, вызовы, стоящие перед алюминиевой индустрией России, непростые, но только сообща участники внутреннего рынка смогут преодолеть их и тем самым значительно расширить потребление крылатого металла».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.