В рамках проходящей в Белокурихе X Зимней зерновой конференции выступила директор по работе с клиентами GFK Rus Виктория Давитаиа. Ее доклад на тему «Развитие потребительского рынка продовольствия» был посвящен изменениям потребительских предпочтений россиян в период кризиса.
«Мы исследовали домохозяйства всей России, без ограничения по статусу. Наша выборка – 10 тысяч домохозяйств. В этом году она достигнет 20 тысяч хозяйств. Мы не опрашиваем – мы анализируем покупки. Это дает нам понимание структуры рынка по категориям, по каналам продаж.
Итоги исследования показывают, что сейчас потребительские настроения выравниваются. Рынок товаров повседневного спроса вырос на 5,6 %, что сопоставимо с ростом инфляции. Отчетливо видно, что потребители стали более тщательно подходить к покупкам, прежде всего - стали выбирать место покупки. Потребители планируют покупки, они готовы тратить больше времени, выбирая выгодные для себя магазины.
79 % затрат потребительского спроса – это затраты на продукты питания. Растет потребление безрецептурных лекарств и лекарств для домашних питомцев. Это тоже кризисные проявления – люди больше болеют.
Люди не стали голодать в кризис. Но они делают покупки более рационально. Люди стали больше проводить времени дома, чаще готовить дома. Любая хозяйка делает выбор в сторону базовых продуктов. В «зерновой корзине» падают продажи более дорогих продуктов, растут базовые – мука и крупа.
Категории «мука и крупа» переключают на себя потребителей из других категорий, например, из категории «хлебобулочные изделия». Люди отказываются от хлебобулочных изделий – это черный, белый хлеб, сдоба – и делают выбор в сторону крупы.
Но и с крупами потребление меняется. Увеличилось потребление более дешевых круп – пшенная, манная, и т.п.. Но гречневая остается одной из самых потребляемых в РФ. Что касается муки, потребление муки по федеральным округам: в СФО потребление упало и составило 12,9 кг на семью в год, это самое низкое потребление в РФ, в среднем в РФ потребление муки составляет 19, кг на семью в год.
При этом, люди переключаются на домашнее потребление. В декабре 2014 года был атипичный рост потребления муки в декабре. Продажи муки выросли на 18 процентов, выросла частота покупок сахара и пищевых добавок. Люди стали готовить выпечку дома.
Таковы результаты нашего исследования потребительского рынка продовольствия»