На прошлой неделе кубанские депутаты урезали финансирование ряда краевых программ, Изменения (но, в том числе, и в сторону увеличения) коснулись сразу десяти программ. Средства, в частности, не дополучат программы окружающей среды, развития топливно-энергетического комплекса, культуры, программа доступной среды, а также дети-сироты и казаки. Александр Полиди, экономист, профессор, заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края рассказал «ФедералПресс» в чем причина и какие есть варианты выживания:
«Причина сокращения очень банальна. Очевидно, что это оптимизация в виде сокращения бюджетных расходов. Оно обусловлено отсутствием экономического роста, что в итоге ведет к несбалансированности краевого и федерального бюджета. А следствием этого и является отсутствие средств на полноценное финансирование краевых программ. Очевидно, что перед депутатами стояла очень болезненная задача – «порезать по живому» те проекты, в необходимости которых никто не сомневается.
Еще один момент – внушительные цифры. Мы видим, что после Олимпиады в Сочи краевой бюджет остается достаточно напряженным, дефицитным. А госдолг края слишком большой. Поэтому властям приходится предпринимать экстраординарные меры в виде урезания таких расходов. Кроме того, нужно понимать, что все эти программы разрабатывались на протяжении долгого срока. При этом, их авторы рассчитывали на то, что экономика начнет оживать быстрее, чем получилось. В итоге, заложенные там цифры оказались слишком оптимистичными для сегодняшнего дня.
Что касается финансирования программ муниципалитетами, то здесь возникают тоже очень большие вопросы. Как краевой бюджет крайне напряжен о причине госдолга, так очень напряжены и муниципальные бюджеты. У городов и районов есть масса обязательств по финансированию социально-значимых статей. И, естественно, что когда речь заходит о проектах социальной направленности и проектах развития, для муниципалитетов приоритетными являются первые. Ведь они должны в первую очередь финансировать социальную сферу.
С точки зрения приоритетов очевидно, что депутаты и краевые власти из двух зол выбирают меньшее, отдавая приоритет социальной сфере. А программы, не являющиеся быстродействующими (по которым результаты нельзя увидеть в ближайшей перспективе) как раз и попадают под урезание. Понятно, что все это связано с той объективной ситуацией, в которой оказался край и муниципалитет. Хотя для меня развитие водохозяйственного комплекса – одна из стратегически важнейших программ (которая также была урезана, – прим. ред.) Она способна создать точи роста в экономике края на десятилетие вперед. Но мы понимаем, что финансирование этой программы связано с вложениями, а вот осязаемые эффекты от нее – это дело не ближайшего времени.
Считаю, что это самый болезненный элемент сокращения. Видя эту программу, могу сказать, что она сама по себе была очень хорошо структурирована. И при других экономических условиях ее реализация позволила бы с нуля создать новую отрасль в крае. Начнем с того, что программа задевала те районы, которые сегодня являются периферийными (а иногда и депрессивными) с точки зрения социально-экономического развития (лиманная зона, приазовская зона). Нас ждало бы возрождение рыбной отрасли, которой на Кубани сегодня практически нет. В той же программе разработчики сообщали, что объем производства рыбной продукции в крае по сравнению с советским периодом сократился в 70 раз! Фактически, мы смогли бы создать инвестиционно-привлекательную отрасль с нуля.
Еще один момент – это экология. Имеющуюся у нас с советских времен рисовую систему необходимо поддерживать в приемлемом состояние. Но фактически она тоже деградирует. Поэтому восстановление и рекультивация рисоводческой системы тоже крайне важно.
Единственное условие выживания для нас – это экономический рост. Пока он отсутствует – на всех уровнях все будет сводиться к тому, что мы сейчас имеем, в том числе в плане необходимости урезания программ. Что делать в нынешних условиях муниципалитетам? Им нужно пытаться создать локальные точки роста. В целом только экономический рост может обеспечить нам социально-экономический прогресс. Все остальное – ведет к деградации. Второстепенным фактором нормализации финансовой ситуации может стать оптимизация расходов. Сегодня мы видим, что расходы муниципалитетов и края имеют колоссальные резервы для сокращения. Но это все же вторичная мера. Экономический рост для нас первостепенен».