Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил ввести льготное налогообложение прибыли офшорных компаний, если они инвестируют ее в российскую экономику, - такая идея содержится в ежегодном докладе уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей. В докладе бизнес-омбудсмена отмечается, что в период с 2007 по 2015 год доля прямых иностранных инвестиции, поступавших в Россию из офшорных и низконалоговых юрисдикции, составляла в среднем 88%. Объем прямых иностранных инвестиции в 2015 году упал на 91% по отношению к 2013 году и составил 6,5 миллиарда долларов. Комментирует Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
«В Россию стало выгодно вкладывать финансы под проценты, что уже по своему неплохо, но по-прежнему недостаточно инвестиций в производство. Перспективнее всего в этом плане развивать и дальше совместные проекты – когда производство изначально создается при наличии заинтересованного зарубежного инвестора или целого делового консорциума. В этом случае мы имеем участие деньгами, технологиями и портрет потребителя продукции, или понятный механизм уже хотя бы отчасти гарантированного спроса дальше на готовую продукцию со стороны зарубежных партнеров, не ограничиваясь поиском самостоятельного сбыта снаружи и внутри страны. Товар заведомо не будет залеживаться на складах, что крайне важно в условиях повсеместно подавленного спроса, сберегательной модели поведения населения или элементарного отсутствия свободных денег. Одновременно предприятия, запущенные по такому принципу и задействованные в совместных продуманных циклах, будут и источниками средств, повышая доходы и бизнеса, и работников – эти деньги в дальнейшем будут тратиться на другие товары и услуги, цепочка спроса будет постепенно запускаться и активнее раскручиваться в разных отраслях, и своего рода цепная реакция внесет тоже важный вклад в улучшение инвестиционного интереса к нашей стране. Мы должны вызывать такой интерес не в качестве исключительно источника дешевой рабочей силы – не чтобы только нас доили, а чтобы инвестиции помогали нашей экономике и людям, образно говоря, и лучше кормиться и наполняться силой.
И конечно, необходимы быстрые динамичные решения по всем бюрократическим разрешительным вопросам, бороться с проволочками и распилами в стремлении чиновников с каждого инвест-процесса еще на этапе запуска поиметь свою долю или «бескорыстно» показать влияние и власть. Не только правовые гарантии защиты интересов инвесторов и собственников в судах, но и максимально сделать все, чтобы до применения этих гарантий и близко не доходило дело – не мешать бизнесу зарождаться и проходить важные этапы развития, не покушаться на успешные предприятия, пытаясь вытеснить собственников и потенциально или по факту более эффективных конкурентов. Как показывает опыт Китая или Чили, многих стран вообще Латинской Америки и Азии, инвест-климат можно реально сделать лучше, можно быть интересным для своих и иностранных бизнесменов вне прямой увязки с тем, насколько авторитарна или демократична политическая система. Элементы планирования на некоем уровне и порядок, сознательные усилия государственных органов по устранению препятствий и злоупотреблений на всех уровнях здесь так же важны, как и принципы экономической свободы и неприкосновенности частной собственности и инициативы».