Ужесточая требования к банкам, федеральные власти в первую очередь намерены защитить деньги россиян, собранные на капитальный ремонт многоквартирных домов. Теперь при открытии специального счета дома к банкам будут применяться точно такие же требования, что и к отбору кредитных организаций для хранения средств региональных операторов. Новые поправки, внесенные в проект постановления Правительства РФ и повышающие требования к банкам, прокомментировал «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент Кафедры теории и практики таможенного дела Московского финансово-юридического университета (МФЮА) Александр Арский:
«Защита денег системы ЖКХ от разного рода злоупотреблений управляющих компаний, безусловно, полезная инициатива. Более того, при гармонизации системы сборов с каждого домовладения, в перспективе двух–трех лет данный показатель начисленных платежей на непосредственное содержание жилища возможно снизить на величину 7–8 % или, как минимум, приостановить рост тарифа по обслуживанию жилища как такового обусловленного уровнем инфляции, ведь данные денежные объемы не будут лежать без дела, а будут работать в банковском секторе, активно участвовать в кредитовании реального сектора экономики. Конечно, допуск до «денег ЖКХ» должен быть профилактирован от недобросовестного управления уже в банковском секторе, почти каждый квартал Центробанк отзывает лицензии у двух-трех банков минимум.
Для реализации данной инициативы необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать механизм аккумуляции и «работы» денег в банковской системе. Определить банки-участники проекта, по региональному или федеральному принципу отбора. В первом случае это знание банками перспектив кредитования и платежеспособности заемщиков, а также ликвидности их залогового имущества. Во втором случае это централизация управления активами с целью более выгодного размещения «денег ЖКХ» в тех или иных проектах.
2. Обеспечить анализ рисков разработанной модели с учетом не только внутренних рисков банковского сектора и сектора экономики в котором действуют заемщики банка, но и учесть внешнюю конъюнктуру при нарастающем санкционном давлении и возможном принятии санкций против банков федерального уровня.
3. Обеспечить оперативное движение финансовых потоков по прямому назначению, в том числе при локализации стихийных бедствий и техногенных аварий в системе ЖКХ, иными словами банк должен осуществить оплату целевого сегмента издержек ЖКХ по первому требованию владельца денежных средств.
Данные инициативы позволят апробировать новые финансовые инструменты повышения ликвидности отечественного банковского сектора. Возможна реализация данного проекта в масштабе моногорода или небольшого города, имеющим амортизацию жилого фонда на уровне средне российского и средне российский же уровень доходов населения данного городского образования.
Полезной практикой может стать и участие банков в региональных программах реконструкции ЖКХ как такового, по сути банк может кредитовать тот или иной объект для его реконструкции или капитального ремонта, гарантированно обеспечивая возвратность средств в виде ежемесячных поступлений от собственников жилья».