Возврат прямых выборов губернаторов по факту мало в чем усилил роль политических партий в формировании конкурентоспособной региональной повестки. За исключением нескольких прецедентов – избрания справедливороса Константина Ильковского в Забайкальском крае или коммуниста Сергея Левченко в Иркутской области – выборы высших должностных лиц регионов, как правило, проходили по формуле «назначен ВРИО - считай, что избран». Ситуацию для «Федералпресс» прокомментировал политконсультант, медиаэксперт агентства политических коммуникаций Fullpublic Игорь Байша:
«Помимо застоя во внутриполитическом дискурсе и выветривания самого принципа политической конкуренции, а также роста протестного потенциала, такая практика обнажила и более серьезную проблему – низкую эффективность руководителей регионов и крайне короткую «скамейку запасных» в кадровом резерве «государева ока». В результате из удобного механизма управления внутренней политикой существующая модель губернаторских выборов постепенно превратилась в сдерживающий фактор для самостоятельного развития регионов и поддержания социальной стабильности. Особенно ощутимым это стало в условиях кризиса, когда федеральный центр оказался существенно ограничен в возможностях решения социально-экономических проблем субъектов Федерации. Наглядный пример – ситуация с компенсациями пострадавшим от наводнения в Ставропольском края, дезавуированная во время последней прямой линии президента.
Более того, безальтернативность кандидатов от «партии власти», отягощенная серией губернаторских коррупционных скандалов – от Сахалина до Брянска, – начала негативно влиять и на авторитет самой президентской вертикали.
Понимая это, новый призыв в Администрации президента сегодня пытается изменить существующие правила игры. Одним из маркеров этого процесса является предложение основным политическим партиям подключиться к отбору кандидатов на губернаторские посты, разделив тем самым ответственность за ситуацию в регионах. В настоящее время, однако, это предложение является скорее политической декларацией, чем началом реальных реформ. Ведь речь, по прежнему, не идет об отмене наиболее одиозных ограничений для функционирования многополярной политической модели, таких например, как муниципальный фильтр, а лишь о консультациях при определении кандидатов на губернаторские кресла».