Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Сырьевой сектор как локомотив экономики пока не может вносить большой вклад в рост ВВП»

Центр развития НИУ ВШЭ проанализировал, как развивалась российская экономика (промышленность и потребительский сектор) за первое полугодие. Выводы, которые содержит бюллетень «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ), не отличаются оптимизмом. С одной стороны, ВВП растет, с другой стороны, этот рост обеспечен факторами, которые либо исчерпаемы, либо слабо зависят от усилий властей. Более того, достоверность этого роста не всегда удается корректно оценить. Если рост ВВП в четвертом квартале прошлого года и в первом квартале 2017-го во многом базировался на повышении нефтяных цен и поэтому был ожидаемым, то за счет чего произошел рост во втором квартале, не вполне понятно, учитывая, что нефть снизилась с $53 до $48 за баррель, отмечают авторы бюллетеня. Комментирует Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

«Я бы назвал весьма эффективными в очень непростых условиях усилия как правительства, так и команды РФПИ (Российского фонда прямых инвестиций), РЭЦ (Российского экспортного центра), и других организаций федерального уровня, которые работают конкретно в рамках имеющегося окна возможностей на постепенную переориентацию экономики. И в частности, на расширение статей экспорта помимо чисто сырьевых: на адресную поддержку технологичных или просто перспективных на сегодня проектов, плюс на совместные вложения с Китаем и другими азиатскими особенно партнерами в инфраструктуру перевозок.

Есть области, где за последние годы достигнут настоящий прорыв – например, в разы масштабированы производство и поставки на экспорт химических волокон, искусственных суставов. Есть прогресс и по сельхозпродукции, где мы воспользовались удачной конъюнктурой мирового спроса в сочетании с подешевевшей национальной валютой, но эту ситуацию еще надо было вытянуть, ничего не происходит само. Есть очень верное понимание, что нам необходимо не что-то там организовывать пытаться в одиночку, рассчитывая на успешное существование наших отраслей и предприятий в замкнутом пространстве, внутри «консервной банки», а прилагаются усилия, чтобы максимально задействовать ниши в международных цепочках разделения труда, совместного создания стоимости – когда технологии или инвестиции могут быть от иностранного инвестора, а само производство и рабочие места локализуются у нас.
Самый заметный здесь, конечно, проект это китайский «Шелковый путь», созданный на средства, которые Китай долго аккумулировал в своих международных резервах, теперь же вокруг этого проекта много вариантов, подчеркну это, полностью взаимовыгодного сотрудничества с доступом совместных предприятий к приемлемому по цене сырью, с налаживанием поставок комплектующих и транспортировкой конечного продукта - с прицелом и на наш внутренний рынок, и на Европу, а собственно на самих азиатских партнеров. Есть варианты размещения металлопроизводств по полного цикла по самым современным технологиям и с готовым рынком сбыта. Во всех этих направлениях ведется работа.

Тот факт, что в цифрах ВВП растет у нас не как в Китае, темпами по 6.5-7.5%, а значительно скромнее и, кстати, на уровне среднемировых сейчас очень слабых повсеместно темпов – совершенно нормально, поскольку очевидно, что нефтянка и весь сырьевой сектор, остающийся локомотивом нашей экономики, сейчас не может в условиях стабильно низких цен давать высокие показатели и сильный вклад в рост ВВП, да эти цифры роста и не фетиш. Остальные же сектора зависимы, и очень сильно, от пока подавленного внутреннего спроса, это и понятно, населения экономит деньги,уже сейчас подавлющее большинство росиян использует правила как накопить миллион, ек столько для экономии средств, сколько из-за боязни будущего. Наше население несклонно тратить, ожидаемые структурные изменения не могут идти быстрее, опережая естественный ход вещей при структурных преобразованиях.

Также проблема в том, что инвестиции к нам по-прежнему идут через государственные займы или через крупнейшие компании с госучастием, что автоматически делает любые преобразования сильно централизованными, а значит, и не всегда эффективными. Чтобы смягчить этот эффект суперцентрализации проектов, хотелось бы видеть максимум стимулов для малых и средних предприятий, и в частности, ясный посыл на снижение налоговой нагрузки и затрат бизнеса на стадии создания, всячески снижать издержки, уменьшать сборы в социальные фонды – рассчитывать налоговое бремя больше с прибыли и оборота, то есть по фактической результативности производства и бизнеса. В частности, давно обсуждаемый налоговый маневр с радикальным снижением ЕСН и одновременным подъемом НДС назрел, и надо действовать быстрее, а в случае сомнений вводить новые условия в качестве эксперимента в пилотных регионах или мегаполисах, где процесс будет легче проконтролировать и отточить детали».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.