Федеральная антимонопольная служба планирует снизить административную нагрузку на бизнес, повысить качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизить уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства за счет внедрения новой системы госконтроля. Для этого ФАС будет публиковать информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, в сфере рекламы, в сфере тарифного регулирования, а также о наиболее распространенных нарушениях в сфере госзаказа, гособоронзаказа и ЖКХ. Ситуацию прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев:
«При рассмотрении жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России выявляет многократные нарушения, когда хозяйствующие субъекты уклоняются или отказывают от заключения договоров в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения. Это препятствует развитию предпринимательства, включая малый и средний бизнес, ограничивают права компаний, которые уже осуществляют деятельность, а также ставит под угрозу надежность и качество теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей. Для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам необходимо ознакомиться с обязательными требованиями нормативных правовых актов, которые регулируют сферу ЖКХ. Особое внимание стоит обратить на положения, по которым организация не вправе отказать заявителю в заключение определённого договора.
К примеру, для получения тарифа компания предоставляет в региональный тарифный орган документы и материалы, перечень которых является исчерпывающим и четко определенным законодательством. Если организация предоставила полный комплект документов в установленный законодательством срок, орган регулирования не вправе принять решение об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифа и возврате документов и материалов. Неправомерный отказ регионального регулятора в установлении тарифа препятствует осуществлению организацией своей деятельности на товарном рынке, что является одновременно как нарушением тарифного законодательства, так и приводит к ограничению конкуренции. Эти действия органа регулирования нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
Следующий вид нарушений связан с непроведением органов местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций. В законодательстве указаны правила проведения такого конкурса и случаи, когда его нужно проводить. Согласно им, если собственники помещений многоквартирного дома уже выбрали управляющую организацию, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается. В связи с этим Антимонопольное ведомство рекомендует органам местного самоуправления соблюдать установленные законом правила.
В целом реформа контрольно-надзорной деятельности позволит снизить нагрузку на проверяемых субъектов. Однако следует помнить, что это может быть реализовано только при условии, если хозсубъекты будут добросовестно вести себя на товарных рынках и не нарушать антимонопольное законодательство».