Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

«Переселение жителей Карабаша – лишь подтасовка фактов»

Карабаш – город, который у многих южноуральцев ассоциируется с заводскими трубами, плохой экологией и вымершими лесами. Между тем, ситуация там в последнее время заметно меняется, говорят эксперты. Даже губернатор Челябинской области Борис Дубровский на своей пресс-конференции сравнил его с Питтсбургом: «Карабаш у нас звучит в негативном ключе, потому что мы там давно не были. Там есть точки роста, социальные проекты, снижение количества выбросов, начинают зарастать лысые горы, которые сгорели от производства, которое раньше было в Карабаше». На этой неделе город с непростой судьбой посетил советник председателя Общественной палаты Челябинской области, председатель комитета экологии и ресурсосбережения Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко, который поделился с «ФедералПресс» своими впечатлениями.

Сразу об экологии – запаха сернистого ангидрида в воздухе не заметил, сколько не принюхивался, привычного жжения в легких – тоже. Похоже, новый сернокислотный цех работает нормально.

Поговорил о текущей ситуации с главой Карабаша Олегом Будановым. Он подтвердил, что воздух стал чище, поступают хорошие отзывы от жителей, плюс заявлений на компенсационные выплаты за гибель урожая на огородах в этом году поступило всего 15 вместо обычных 200, и те – не очень убедительные.

Новость про переселение – подтасовка фактов, поскольку сегодня речь идет только о расселении остатков ветхого и аварийного жилого фонда, редко разбросанного на очень большой территории, в том числе и вблизи санитарно-защитной зоны «Карабашмеди». Для этого будет создан новый микрорайон «Золотая горка» на большем удалении от заводских труб, в 1,5 километрах от центра. Прорабатывается вопрос его финансирования, в том числе за счет доли участия РМК.

А вообще, перспективы у города следующие. Во-первых, со слов главы округа, в перспективных планах Русской медной компании – почти полностью прекратить вредные выбросы в атмосферный воздух. Звучит слишком оптимистично, надо будет выяснить подробности. Во-вторых, все загрязненные территории РМК намерена гидроизолировать, засыпать плодородным грунтом и превратить в цветущие холмы и лужайки. И это не шутка – пилотный проект на часть территории уже проходит экологическую экспертизу. В-третьих, Челябинская область выделяет 210 миллионов рублей на защиту Аргазинского водохранилища от опасных стоков. Будет построен отвод паводковых вод в обход загрязненных территорий, а также гидроботаническая площадка для очистки воды в устье реки Сак-Елга.

Поинтересовался и экономикой городского округа. Заявка на создание ТОСЭР администрацией Карабаша сформирована, она находится на рассмотрении в областном минэкономразвития. В заявке представлены 7 небольших потенциальных инвестпроектов. Но, по моему мнению, толку от ТОСЭР в Карабаше не будет, так как серьезные инвесторы туда не пойдут, поскольку работать на новых предприятиях некому – население Карабаша трудоустроено (из 5200 человек трудоспособного населения только 236 числятся безработными), а трудовые мигранты туда не поедут из-за «бренда» самой грязной точки мира. Полагаю, потребуется лет 5 цветения зеленых холмов и постоянного чистого воздуха, чтобы этот имидж начал меняться. Так что на горизонте 7-10 лет Карабаш будет оставаться моногородом РМК.

Карабашский городской округ богат на природные достопримечательности: живописные горы, озера Уфимское, Барахтан, Серебры, Большой Аргадяш, Аргазинское водохранилище и город-озеро Увильды. Наверное, заполнять отелями оставшиеся свободные клочки леса на Увильдах не очень хорошая идея, а вот создать инфраструктуру природного туризма на северо-западных территориях округа вполне возможно.

Думаю, Карабаш будет жить, станет компактным, красивым и чистым. Про новый район я уже сказал, физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный РМК, недавно открыт.


В ближайших планах – серьезное благоустройство центра, строительство торгово-развлекательного комплекса. Карабашский округ войдет в агломерацию «Горный Урал», и после завершения ремонта дороги, улучшится его транспортное сообщение с Миассом.

Фото Андрея Минченко

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.