Российский лоукостер «Победа», обратилась в суд с иском против Министерства транспорта и Росавиации. Причиной тому стал ранее озвученный отказ в допуске на международные направления. Из поданных авиакомпанией исков следует, что в июле текущего года представители авиакомпании Победа направили в Росавиацию запрос на разрешение выполнять рейсы по маршрутам Махачкала — Стамбул — Махачкала и Краснодар — Тбилиси — Краснодар четыре раза в неделю. Однако ведомство ответило на запрос отказом. Тогда же перевозчик не смог получить разрешение на полеты из российской столицы в Милан, Бари и Рим. Ранее ни одна компания по вышеописанному маршруту не совершала полетов, поэтому, уверены представители Победы, у Росавиации не было объективных оснований для отказа. 27 сентября «Победа» направила в Росавиацию жалобу на решение ведомства, однако ответа не последовало. По словам представителя лоукостера, последующее обращение в Генпрокуратуру с жалобой на межведомственную комиссию также осталось без ответа. Предварительное судебное заседание по первому иску назначили на 29 ноября текущего года. Второй иск еще не приняли к производству. Партнер международной юридической группы KDS Legal, специалист по корпоративным спорам Евгений Кронов рассказал ФедералПресс, в чем именно состоит главный интерес этого иска:
«Ситуацию с исками авиакомпании «Победа» о признании ненормативных правовых актов Росавиации, которые связаны с отказом в предоставлении допуска к воздушной перевозке на конкретных направлениях, действительно можно назвать уникальной. В этом и состоит главный ее интерес. В отсутствие возможности анализа самих отказов Росавиации и доводов истца можно лишь строить предположения относительно причин отказа и их обоснованности с точки зрения закона. Так, процедура рассмотрения заявлений о допуске перевозчика, имеющего соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов осуществляется на основании ряда федеральных законов, в т.ч. Воздушного Кодекса РФ. Законы как и подзаконные акты содержат общие положения, но наиболее детальным из подзаконных актов является соответствующий Административный регламент Росавиации по предоставлению названной услуги, утвержденный Приказом Минтранса России от 07.05.2015г.
Именно данный нормативный акт содержит как требования, предъявляемые к самому перевозчику, так и к проставляемую им документацию вместе с заявлениями на допуск. Аналогичным образом Регламент предусматривает условия, когда такой допуск может быть выдан (ситуация во многом зависит от характера договоренностей между двумя странами), процедуру его рассмотрения и основания отказа в выдаче, о чем ведомство выносит соответствующий приказ и составляет протокол. Именно данные документы и пытается признать незаконными в этом конкретном случае авиакомпания. От того, каковы были причины отказа и насколько они соответствуют положениям Регламента, можно говорить о перспективах исковых требований. Так, если в основание отказа положены критерии, предусмотренные регламентом, то перспектива иска становится умозрительной, ведь при соблюдении формальной стороны вопроса решение о выдаче допуска или об отказе в его выдаче принимается на усмотрение ведомства. В том числе, если отказ связан с необоснованными требованиями к предъявленной документации или с нарушениями каких-либо процедурных вопросов, тогда как заявитель с точки зрения буквы регламента считает, что этого не было, перспектива удовлетворения иска возрастает.
В пользу именно формальных недочетов, как основания отказа, которые могут и не соответствовать положениям регламента, говорит тот факт, что по сообщенной информации, отказы обжаловались во внесудебном порядке руководству Росавиации, а также якобы в Генеральную прокуратуру РФ. Раздел V Регламента действительно посвящен досудебному обжалованию отказов руководству Росавиации и Минтранса России. Однако такая жалоба может быть подана при наличии процедурных нарушений, а также в случае, когда отказ дается не по основаниям, предусмотренным самим регламентом. При наличии именно таких отказов, зная активную претензионно-исковую политику ООО «Авиакомпания Победа», причем в спорах и с профильным ведомством, шансы на положительный результат у компании есть».