Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Странно, что нельзя анализировать информацию пользователя, если он сам выкладывает ее в Сеть»

Данные из соцсетей при оценке кредитоспособности клиентов западные банки используют уже давно. В России этот вопрос стоит не так однозначно. Так, например, в 2015 году ТКС Банк анализировал профили клиентов при выдаче кредитов, только если они сами указывали эту информацию. Сбербанк начнет использовать для оценки кредитоспособности заемщиков психоскоринг (анализ лайков в соцсетях) лишь в 2018 году. Социальный скоринг (оценка платежеспособности клиентов) работает по двум направлениям — выявление мошенников среди заемщиков (так называемый фрод-скоринг) и оценка возможного дефолта клиента. В январе этого года «ВКонтакте» подала в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй. Социальная сеть недовольна тем, что ее используют в коммерческих целях: на основе информации из открытых профилей компании оценивают кредитоспособность пользователей и продают эти данные банкам. Недавно стало известно, что Московский арбитражный суд отклонил иск соцсети «ВКонтакте» к компании Double Data (резидент «Сколково») и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ). Согласно иску, НБКИ предлагало кредитным организациям сервисы на основе технологий, позволяющих оценить кредитоспособность заемщиков, созданных Double Data. Истец утверждал, что эти технологии позволяют извлекать из базы данных соцсети с более чем 400 миллионами профилей фамилии, имена, сведения о месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фото, а также сведения о частоте посещений страницы и типе устройства.   Ситуацию комментирует сооснователь сервиса по поиску клиентов в соцсетях shikari.do Вадим Шемаров:

«Прецедент весьма интересный. И особую пикантность ему придает тот факт, что ранее Роскомнадзор совершенно однозначно высказал свою позицию: хоть пользователи соцсетей сами выкладывают информацию о себе в публичный доступ, но автоматизированный сбор этой информации сторонними сервисами без их явного согласия не допустим. И тут вдруг выясняется, что суд с этой точкой зрения не согласен! Но ведь действительно –  если пользователь сам выкладывает информацию о себе в сеть, указывает друзей, публикует фотографии, отмечает, куда ездит и т.д., и т. п.- почему нельзя эти данные анализировать? Автоматизированные сервисы делают ровно то же самое, что мог бы делать любой человек вручную, они лишь позволяют ускорить и упростить этот процесс.
 
Вместе с тем, к решению суда отношусь с очень осторожным оптимизмом – хоть, как говорится в публикации, «суд поддержал курс на свободу обмена информацией», но не нужно забывать, что «крантик» для раздачи информации все равно в руках администрации соцсетей, и ничто не мешает им отстаивать свою позицию не юридическими, а чисто техническими методами. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.